Оглавление Постижение боевого предназначения базовой техники Кёкусинкай — процесс длительный, по существу бесконечный. В него вовлекается множество форм традиционной подготовки в каратэ (кихон, ката, кумитэ). В каждой из них возможна разная глубина понимания. Доступный для начинающих уровень изучения базовой техники связан с ее прямым назначением в качестве защитных и атакующих действий. По необходимости изменения положений тела и перемещения при исполнении техники находят опору в базовых стойках, а также позициях, дисциплинирующих тело и сознание. Существенно, что тренировка начинающих уже включает традиционные формы комбинирования атак, защит и контратак в перемещении. Ключевыми здесь являются учебные формы иппон- и самбон-кумитэ, т.е. базовые формы работы в парах на 1 шаг, а также на 3 шага. Они (особенно иппон-кумитэ) чрезвычайно важны для понимания смысла базовой техники каратэ при взаимодействии с партнером. Стойки Простейшая стойка ожидания фудо-дати является естественным положением, в котором совершается первичное «собирание» тела и мобилизуется внимание. Стойка готовности йой-дати принимается с переходом из ути-хатидзи-дати в хэйко-дати. При этом медленное выполнение выхода в йой-дати сопровождается полным напряжением тела (мышц плечевого пояса и рук, живота и ягодиц, а также ног) на выдохе. Это позволяет достигнуть телесного и психоэнергетического единения, необходимого для ведения боя. Стойка мусуби-дати обычно используется для медитации стоя, в частности перед переходом в йой-дати (через ути-хатидзи-дати). При этом само положение тела должно быть собранным, тело должно находиться в умеренном тонусе (ноги плотно сомкнуты по всей внутренней поверхности, область таза и живот упруго сгруппированы, сомкнутые руки образуют единое «кольцо» с плечевым поясом). Стойки фудо-дати, мусуби-дати и йой-дати выполняются практически на прямых ногах. Другие стойки требуют того же телесного и психоэнергетического единения, но предусмотрены уже для реальных боевых действий в перемещениях. Соответственно это предполагает опускание центра тяжести и сгибание ног, характеризующее «посадку» в стойках. Дзэнкуцу-дати характеризуется смещением центра тяжести к передней ноге, кокуцу-дати — к задней ноге, а сантин-дати является равноопорной и чрезвычайно устойчивой позицией. Удары руками Базовые удары в каратэ — это прежде всего разновидности прямого проникающего (толчкового) удара кулаком - сэйкэн-цуки. Эти удары, выполняемые на трех уровнях, одновременно просты и сложны, так как их правильное исполнение содержит в себе квинтэссенцию принципов каратэ. Сэйкэн моротэ-цуки может использоваться в бою, но в программе 10 кю он имеет прежде всего постановочное значение. Его правильное выполнение на месте в фудо-дати позволяет осуществить «собирание» всего тела, центрировать удар, почувствовать, что такое фокусированная концентрация в конечной точке и рефлекторный сброс напряжения после удара. При этом, естественно, важно вначале правильно собирать (сжимать) кулак в позиции сэйкэн. Выполнение моротэ-цуки в перемещениях (прежде всего в дзэнкуцу-дати) идеально готовит правильное выполнение ударов передней рукой и задней рукой, т.е. сэйкэн ой-цуки (10 кю) и сэйкэн гяку-цуки (9 кю). Гяку-цуки часто выполняется после блоков или секущих ударов, где бедра расположены под 45°, так как поворот бедер во фронтальное положение дает увеличение силы удара (инерция тела и сила толкающей ноги). Сходное соотношение в положении бедер возникает при выполнении гяку-цуки при перемещении в дзэнкуцу-дати. Правильное выполнение техники предполагает сохранение фронтального положения бедер и собранных плеч в конечной точке, единовременное ускорение ударной и реверсивной рук, использование инерции тела, толчковой силы ног и одномоментное собирание тазобедренного и плечевого пояса, живота, а также «замыкание» всех суставов рук и ног в точке контакта, где на завершении выхода фокусируется концентрация энергии. Следует учитывать также, что реверс свободной рукой - не только вспомогательное действие, усиливающее удар, но также средство для освобождения от захвата руки или возможность использовать локоть в противостоянии попытки сближения или захвата противника сзади. Овладение данной техникой является ключом к выполнению производных видов проникающих ударов с иными ударными позициями и, отчасти, к выполнению техник другого типа, в частности секущих ударов и блоков, где задействован механизм реверса и т.д. Сэйкэн аго-ути — удар кулаком в подбородок напоминает быстрый боксерский удар. Это особый тип «импульсивно-рикошетного» удара, который выполняется взрывным посылом кулака с плечом и бедром, чтобы произвести мгновенное шокирующее воздействие на наиболее уязвимые для кулака части лица и рефлекторно («рикошетом») восстановить исходное положение. Данная скоростная техника эффективна в начале атаки как опережающее действие или отвлекающее движение, а в защите — как мгновенная шокирующая контратака, особенно неожиданная, если удар выполняется той же рукой. Блоки В программе белых поясов заложена основа всей защитной техники каратэ - 4 базовых блока, выполняемых предплечьем на всех уровнях в позиции сэйкэн и прежде всего в положении «ой». В конечной точке бедро и плечи повернуты под 45°, что позволяет уменьшать зону поражения и эффективно использовать усиливающее защиту скручивание бедер и туловища. Сэйкэн дзёдан-укэ предназначен для защиты от атак по голове сверху и прямых в лицо. Сэйкэн маэ гэдан-барай предназначен в основном для отражения прямых атак в живот (особенно ногами). Сэйкэн тюдан ути-укэ движением изнутри отводит атаку в голову и грудь за границы тела. Сэйкэн тюдан сото-укэ движением снаружи с соответствующим вращением тела и бедер сводит прямую атаку в туловище в сторону. Кроме отражения ударов техника базовых блоков эффективна при освобождениях от захватов - с условием, что противник будет выведен из равновесия за счет необходимого смещения и изменения дистанции. При этом важно стабилизировать стойку в момент завершения защиты. При захвате реверсивной руки в технике дзёдан-укэ правильная траектория движения позволяет ослабить захват и облегчает сбив блокирующей рукой. Если блок приходится выполнять в положении «гяку», появляется дополнительное преимущество для обхода противника сбоку и контратаки, в том числе с контролем руки противника. При захвате реверсивной руки в технике гэдан-барай ослаблению захвата способствует сведение руки к центру, что облегчает сбив блокирующей рукой. При захвате руки, которая в гэдан-барай отводится к уху на замахе, само это движение может стать освобождением от захвата. Если захват только будет ослаблен, то следует переходить к другой защитной технике, например к сбиву типа ути-укэ. Промежуточное положение в блоке гэдан-барай может служить приемом освобождения от захвата за оба запястья. Противник при этом ставится в неудобное положение, позволяющее контратаковать разными способами. В технике ути-укэ для ослабления захвата за ту или иную руку либо за обе руки служит как выпрямление реверсивной руки, так и замах защитной рукой. При этом вначале необходимо разорвать дистанцию, либо повернуться к противнику боком, приняв устойчивую позицию. В технике сото-укэ промежуточная фаза также служит для ослабления захваченной реверсивной руки, а завершающая (при удержании захвата или контроле руки противника) — для травмирующего воздействия на локтевой сустав. Умение комбинировать различные защитные техники открывает широкие возможности для отражения ударов, а также для использования неожиданных для противника приемов освобождений от захватов. Удары ногами Хидза гаммэн-гэри — базовый и одновременно постановочный прямой удар коленом в лицо. Он служит для растяжки и правильного навыка выноса бедра под 45°, который является ключевым для овладения другими ударами ногами. При этом закономерно используется пружинистый толчок опорной ноги с переносом опоры на тюсоку в фазе динамичного равновесия. Производные удары коленом могут выполняться в вертикальной (прямые), горизонтальной и наклонной плоскостях (круговые). Возможен также боковой удар внутренней стороной коленного сустава снаружи в ближнем бою вне зоны видимости противника. Кин-гэри — базовый прямой удар подъемом стопы в пах. Он выполняется с выносом бедра резким выхлестом голени от колена движением снизу и вперед. Этот удар имеет исключительно важное значение для защиты и при этом помогает сформировать навык, необходимый для многих ударов ногами - «расхлеста» голени. От этого решающим образом зависят скорость (резкость) и, соответственно, своевременность и эффективность ударов ногами. Тюдан маэ-гэри тюсоку — прямой удар подушечкой пальцев ноги в живот, выполняемый любой ногой из любого положения («ой» и «гяку»). Удар задней ногой отличается большой силой и используется преимущественно в атаках на длинной дистанции. Удар передней ногой хорош как стопорный удар, позволяющий неожиданно атаковать при отходах и удерживать противника на средней дистанции. Различные способы перемещений, смены стоек, «разножки», отвлекающие движения и маневры позволяют использовать эту базовую технику каратэ в широком диапазоне возможностей. Оглавление
|