Четверг, 25.04.2024, 07:08

Главная Обратная связь Фотоальбомы
Карта сайта

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница


2.7. Задачи этапа углубленной подготовки (15 -16 лет)
Планирование тренировок (15-16 лет)
Планирование на этапе углубленной подготовки (15 -16 лет)

2.8. Планирование на этапе углубленной подготовки (15 -16 лет)
Прежде чем определить характер дальнейшей футбольной подготовки, нужно найти ответ, как соединить все необходимые для футбола качества, чем можно компенсировать недостатки (к примеру, рост, вес, выносливость и т. д.), как за счет своих индивидуальных качеств найти свое место в игре. Это этап, который определяется специфичностью построения тренировок и самой игрой. Это и распределение нагрузок, отдыха, повторность тренировок и последовательность занятий. Мы должны принципиально разобраться в этом процессе, тогда нам будут понятны цели, объединяющие все составные данные в логический недельный тренировочный цикл.
Как мы уже отмечали, задача этого этапа - создание необходимого задела стабильности и надежности технического мастерства. Необходимо все выученное и наработанное во время процесса обучения закрепить, поскольку в количественном отношении объем задач технической подготовки на предыдущем этапе был достаточно большим. Здесь обязательно учитывается взаимодействие занятий по смежным дням, поскольку объемы работ сюростно-силовой подготовки растут.
В ряде случаев для усиления эффективности обучения или развития двигательных качеств занятие с одной направленностью может повторяться 2-5 дня подряд. Если на предыдущем этапе упражнения были большей частью одноцелевые и выполнялись в парах, в тройках, без активного сопротивления, то на этом этапе мы добавляем конкретное двигательное содержание и сопротивление.
При правильном построении целей тренировки на этом этапе формируются установки на выполнение целого задания в различных игровых условиях. Ряд упражнений, широко используемых в процессе технической подготовки на начальном этапе, может не подойти по целям и интенсивности усилий к будущим тренировочным нагрузкам.
Планирование тренировочной нагрузки в микроциклах определяет непосредственно сам тренер. Он основывается на той работе, которую определяет сама игра, ее длительность и интенсивность, или на количестве скоростной работы, необходимой для выполнения в этом возрасте. Этот вопрос мы рассмотрим отдельно, учитывая его разную значимость на разных этапах подготовки, как и в разные периоды года. Таким образом, на этом этапе планирование становится более осмысленным и начинают проявляться общие закономерности по периодам года. Отмечу сразу, что сознательно не указываются объемы нагрузок, поскольку только тренер, ориентируясь на возраст, квалификацию, текущее состояние игроков, решает вопрос о количестве необходимой тренировочной работы. Только тренер располагает информацией о физическом состоянии игроков и их физиологическом развитии. По мере роста тренированности и повышения функциональных возможностей футболисты постепенно переходят на частично контролируемые нагрузки.
Если конкретно рассматривать построение недельного цикла, то отметим, что задачи обучения мы можем решать как в начале занятий, так и во второй половине тренировки. Мы целенаправленно можем дать в основной части занятия сначала игровую подготовку, а затем на фоне утомления повторить или закрепить пройденный материал по технической подготовке (см. табл. 2). Мы можем повторить на следующий день недостаточно усвоенный материал и дать игровую подготовку с акцентом на повторение элемента или связки. Если мы планируем акцентированное занятие на какое-либо физическое качество (силу, скорость, выносливость), то обучение и закрепление проводится во второй части тренировки. Это очень важный момент, который ни в коем случае нельзя игнорировать. Если рассматривать специальную физическую подготовку в недельном цикле, то на этом этапе независимо от периода подготовки акцентированных занятий на силу должно быть не менее двух.
Микроцикл и принципы построения тренировок
Микроцикл и принципы его построения на этапах 13 - 14 лет и 15 - 16 лет

2.9. Микроцикл и принципы его построения на этапах 13 - 14 лет и 15 - 16 лет
Если рассматривать два этапа подготовки, то отметим основную идею: техническая подготовка - это тот стержень, вокруг которого группируются все частные задачи тренировки. На этих этапах формируется и вырабатывается индивидуальный технический почерк, который впоследствии практически не меняется. Объем задач обучения, которые необходимо решить игрокам за этот период, огромен. Обычно футболисты проводят в неделю до 5 тренировочных занятий с различными целями, поэтому подготовка и построение тренировочного процесса требуют организованного и обоснованного управления.
В любом изучаемом предмете есть некая суть или основа. Важно не только механически тренировать какое-либо качество, важно видеть всю задачу недели и решать ее целиком, присовокупляя отдельные необходимые детали. Как мы уже отмечали, на всех этапах подготовки строительной единицей в фундаменте обучения должен быть микроцикл.
Планировать необходимо не одну тренировку, а весь недельный цикл, поскольку одна тренировка, даже если она прошла на хорошем эмоциональном уровне, ничего не дает, если она не вписывается в недельный цикл со всеми его задачами. На всех периодах и этапах подготовки она имеет свои отличия и варианты построения, но для понимания некоторых особенностей мы напомним, что на стадии 13-14 лет микроцикл нес функцию обучения футбольной технике, когда в недельном цикле модели задач тренировки повторялись, усложнялись, менялись местами и т.д. Планирование недельного цикла осуществлялось с учетом закономерностей адаптации и обучаемости группы. На этом этапе закладывалась основа техники футбола, создавалась база прочных навыков. И если охарактеризовать принцип построения недельного цикла, то это было многократное повторение материала в поточном варианте, полное отсутствие индивидуальной обучаемости плюс всестороннее физическое развитие детей.
Вся тренировочная программа составлена из типичных микроциклов обучения, которая начинается с техники передвижения и заканчивается более сложными заданиями. Тренировочные модели должны быть технологичны (выполняемы), футболисты должны работать самостоятельно с конкретными и осмысленными целями.
Воспитательный процесс не настолько сложен, чтобы им нельзя было овладеть, но он должен быть организован и продуман, и тогда он будет продуктивен. Особенностью обучения этого периода является большое количество соревнований по малому футболу. В дальнейшем увеличение объема нагрузки должно сопровождаться адекватным приростом результата, что свидетельствует о необходимости перехода к тренировкам по программе углубленной специализации.
15-16 лет. Этап углубленной подготовки предусматривает закрепление всего наработанного технического потенциала. Микроцикл строится из задач технической и физической подготовки, а занятия по технической и тактической подготовке проходят на соответствующем функциональном уровне, и средства по воспитанию физических качеств и их повышение распределены в течение всего этапа равномерно. Постепенное повышение общего объема нагрузок обеспечивает стабильный определенный уровень физической готовности. Заметим, что на этом этапе добавляются занятия с непрерывным бегом.
Конечно, возможности развития функциональных систем ограничены генетическими факторами, и интенсивное воздействие на одну из систем (как, впрочем, и бездействие) может ограничить в дальнейшем их естественное развитие. Здесь, видимо, необходимо определить понятие «общая физическая подготовка» (ОФП). Под общей физической подготовкой понимается работа футболиста и его способность преодолевать трудности тренировки. Она определяет работу общего характера, когда происходит развитие общих игровых качеств. А под специальной (СФП) - целенаправленное ее изменение, т.е. направленное физическое воздействие.
Если рассматривать рациональную схему построения недельных тренировочных занятий, то она будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3). Решение во время одной тренировки двух задач, одна из которых -нагрузочного характера, а другая - по технической подготовке, дают четкую организационную структуру занятия, как и всего тренировочного процесса в целом. Задачи нагрузочного характера решаются игрой или игровыми упражнениями, а задачи технической подготовки решаются специализированными упражнениями. Техническую подготовку, как правило, дают во второй чисти занятий, добиваясь при этом стабилизации и надежности выполнения. Это и есть та основа, на которой базируются общие принципы управления! тренировкой на данном этапе.
На этапе совершенствования (17 - 18 лет) предусматривается целенаправленное воздействие специальными упражнениями на то или иное физическое качество. Для каждого футболиста, независимо от уровня его подготовленности, необходимо определить среднюю интенсивность тренировки, а задача тренера состоит в подборе таких величин упражнения, которые соответствовали бы возможностям футболиста. Тренировочная работа, превышающая среднюю, составляет интенсивную часть тренировки и вызывает рост результатов физической подготовки.
Процесс совершенствования мы подробно разберем в последующих статьях, но сразу отметим лишь главное отличие будущего этапа - это совершенствование не отдельных элементов или их последовательности, а совершенствование индивидуальных и коллективных игровых задач в целом.
Задачи этапа совершенствования (17-18 лет)
Задачи этапа спортивного совершенствования (17 - 18 лет)

2.10. Задачи этапа спортивного совершенствования(17 - 18 лет)
Этап спортивного совершенствования начинается, когда футболист приобретает прочный навык необходимой технической подготовки, когда двигательная активность не мешает выполнению технических элементов. Мы чисто условно ограничили его 17-18 годами, но на самом деле он безграничен, ведь с ростом физических возможностей появляются новые требования к технической подготовке. Отличительной особенностью этого этапа является то, что большая часть тренировочного времени отводится развитию специальных физических качеств. Юные таланты должны отличаться высоким уровнем специальной тренированности, а потом уже поднимать уровень физической подготовки. Если на этапе учебно-тренировочной работы (15 - 16 лет) обучение и закрепление всего технического потенциала было главной задачей, то на этапе совершенствования (17 - 18 лет) необходимо достигнутый уровень выдержать на уровне функциональном. В отличие от предыдущих этапов происходит обучение и совершенствование не отдельных элементов с их последовательностью, а всей последовательности в целом. А объемы специфических нагрузок постепенно повышаются до 80 - 85%. В связи с этим в системе учета должны содержаться конкретные показатели, по которым учитывается эффективность работы, то есть тренировочный процесс наполняется числовыми значениями. Принципиальное отличие содержания циклов в том, что представление о физической нагрузке существенно меняется как в количественном, так и в физиологическом плане. Без четкого представления различий между отдельными периодами, или циклами, нельзя представить весь годовой процесс подготовки в доста¬точно целостном виде.
Но в начале рассмотрим круг задач этого этапа, поскольку он самый ответственный, он исключает возможность формального подхода. Мы все были свидетелями, как многие футболисты, подающие надежды, именно из-за неквалифицированной работы не смогли раскрыться в творческом плане. Переходя в юниорский возраст, игрок не должен остановиться в росте, его за- не только физически усвоить игру, но и осмыслить все наработанное и тренировках. В противном случае мы и дальше будем продолжать игроков среднего уровня, которых у нас уже в избытке.
Рассмотрим конкретно задачи этапа в техническом, физическом и так¬тическом плане, отметив для себя, что в возрасте 17-18 лет при многолетней подготовке с достаточной точностью определяется перспективность будущего футболиста. Но вначале отметим общие задачи этапа спортивного совершенствования, а затем рассмотрим все виды подготовки и их взаимосвязь между собой. Задачи этапа спортивного совершенствования:
1. Совершенствование технической подготовки.
2. Повышение специальной выносливости.
3. Совершенствование технико-тактической подготовки.
4. Реализация достигнутой подготовленности в соревнованиях.
В техническом плане. Совершенствование техники представляет собой непрерывный процесс, от одного годичного цикла к другому растет уровень физической подготовки, что вызывает необходимость приведения в соответствие с ним уровня технической подготовки. Здесь для полной ясности вопроса напомним, что на этапе углубленной подготовки (15 - 16 лет) мы добивались упрочения и стабилизации навыков на фоне утомления, то есть техническая подготовка проходила на более высоком физическом уровне, который был достигнут при обучении игре и с помощью упражнений ОФП и СФП.
Следующий этап (17 - 18 лет) характеризуется все возрастающей специализацией и увеличением нагрузок, а упражнения технической подготовки несут определенный функциональный смысл. То есть несколькими повторениями одного и того же упражнения мы обеспечиваем уровень, близкий к игровой обстановке.
На технологической карте мы отмечаем количество повторений, объем проделанной работы и варианты выполнения. Выполнение технических упражнений требует достаточно большого напряжения воли, но с обязательным сохранением специального качества футболиста - чувства мяча. Игрок должен с мячом преодолевать физические трудности в сложных условиях тренировочного задания. Комплексный подход, при котором техническая подготовка должна развиваться одновременно с физическими качествами (скорость, сила, выносливость и т. д.), - вот очевидный путь совершенствования. В физическом плане. Методические особенности этого этапа таковы, что если тренер концентрирует в недельных циклах большой объем нагрузок, то качество технической подготовленности учеников будет снижаться. Доказано, что между функциональными возможностями и техническими навыками не существует никакой корреляционной связи, это очень важный момент, указывающий на обязательную взаимосвязь всех параметров процесса. Для ясности момента приведем пример из развития скорости. В период специальной работы над скоростью и повышением ее скорость обработки мяча, как и скорость игры, повышаться не будут. И такая же зависимость просматривается по другим взаимоисключающим качествам.
Подготовка должна осуществляться таким образом, чтобы шло одновременно совершенствование основных физических качеств и футбола. Только специальные футбольные упражнения обеспечивают прямое воздействие на группы мышц, непосредственно участвующих в выполнении двигательных действий. Диапазон интенсивности выполняемых упражнений в тренировках должен максимально соответствовать игре, а динамика нагрузок характеризуется обязательным ростом интенсивности упражнений. Необходимо заметить, что в отличие от этапа начального обучения и учебно-тренировочной подготовки на этапе спортивного совершенствования появляются общеподготовительный, специально подготовительный и соревновательные периоды. Задача в этих периодах - вывести организм на новый уровень тренировочных нагрузок и, главное, очень плавно и постепенно пройти этот период, когда организм заканчивает свое полное формирование. В тактическом плане. Логика построения всего многолетнего процесса заставляет нас хотя бы вкратце рассмотреть реализацию технико-тактической подготовки. Если на начальных этапах подготовки мы добивались механического развития техники, то на последующих этапах происходит включение в работу сознания. Путем соединения технической подготовки и тактических действий происходит совершенствование мастерства, и если техническое обеспечение не будет на уровне, то и тактические возможности будут у команды ограничены.
Мы рассмотрели задачи всего многолетнего периода технической подготовки футболиста, но в тактической подготовке также предусматривается ряд этапов, которые необходимо наметить, и они имеют определенную взаимосвязь. В стратегии тактической подготовки просматривается такая же последовательность: изучение, закрепление и совершенствование с конкретными рекомендациями и цифрами. Очень важно, чтобы работа не шла наугад, чтобы мы не навредили футбольному образованию юношей.
Прирост спортивных достижений происходит в основном за счет уве¬личения силы, выносливости, техники, но нам необходимо все эти составляющие перенести на главное: скорость футбола, скорость игры, скорость мышления и т. д. Тренер, планируя задачи на следующий год, должен естественным повышением объема нагрузок обеспечить стабильный уровень качественного выполнения задач технической подготовки, то есть набрать опыт решений игровых ситуаций и вариантов их исполнения.
Футбол - одна из немногих игр, которая проводится на большой территории. И здесь необходима очень высокая организованность всех линий команды. Игроков необходимо научить лучше понимать ход игры, принимать верные тактические решения и правильно решать конкретные позиционные задачи. Совершенная организация подразумевает хорошо налаженную систему игры, где каждому игроку дается право проявить себя.
Если рассматривать тактическую подготовку, как педагогический процесс, то отметим, что это плановая многолетняя стратегическая работа, где проходит обучение всем групповым и командным действиям. Это ежедневная организационная работа по обеспечению целевых установок, в которой многие тактические решения мы находим после игры, сопоставив требуемое и полученное. Такой процесс в будущем станет самым важным и определяющим.
Планирование тренировочного процесса (17-18 лет)
Планирование на этапе спортивного совершенствования

2.11. Планирование на этапе спортивного совершенствования (17 - 18 лет)
Последний этап футбольного образования характеризуется повышением напряженности тренировочного процесса путем изменения соотношения параметров нагрузок. От футболиста требуется высокий уровень физической подготовленности, который обеспечивается соответствующим развитием двигательных качеств: выносливости, силы, прыгучести, скорости. Постоянное повышение объема нагрузок обеспечивает стабильный определенный уровень тренированности. Соревновательная практика увеличивается, и усиливается ее влияние на содержание тренировочного процесса.
Этот этап максимально реализует индивидуальные возможности, и акценты распределяются на наиболее ярко выраженные индивидуальные способности футболистов. Само планирование характеризуется определенным сочетанием задач как для команды в целом, так и для отдельных игроков.
Поскольку, как мы уже отмечали, на этом этапе появляются периоды подготовки (подготовительный и соревновательный), то остановимся на тех положениях, которые, по моему мнению, должны лечь в основу планирования подготовки. Единой игровой и методико-тренировочной концепции, которая могла бы стать основой для всех тренеров, быть не может, но ключевые моменты необходимо отметить.
Путь к совершенствованию лежит в понятии самой идеи игры и её смысла и обеспечении физическим потенциалом, необходимым для соревновательного уровня. Если целостно представить одну тренировку, то суть сводится к решению опять же двух задач. Первая - это мышление, вторая - физическая нагрузка. Если говорить о количественных пропорциях, то условно это будет выглядеть так: полтренировки необходимо воздействовать на «голову» и полтренировки необходимо воздействовать на «ноги». Попытаемся расшифровать эти две составляющие задачи тренировки и их взаимосвязь в разные периоды года.
1. Игровое мышление - это то направление, вокруг которого группируются или должны группироваться задачи этапа. Именно в этом направлении должна прослеживаться и обеспечиваться непрерывность учебного процесса. наполняя его все новыми задачами и требованиями.
Процесс целенаправленного раскрытия мышления, понимания игры, видения поля сложен. Его реализация требует специальных знаний, непрерывного самообразования тренера, постоянного поиска специальных упражнений. Одна из задач тренера на этом этапе заключается в том, чтобы ученик получил удовлетворение от поиска решений игровых задач. Нельзя подготовить сильного, выносливого хорошего футболиста, не развив у него футбольного мышления. При отсутствии этой способности любые наши тренерские установки и наработки будут бесполезны. По большому счету работа на тактическое мышление должна стать ежедневной потребностью футболиста. Процесс познания тоже может доставлять удовлетворение футболисту, если активно работает мысль и решаются задачи.
Практически невозможно составить идеальную тренировочную программу, любая самая ценная рекомендация без опыта тренера, без его видения подготовки будет неконкретна. Выбор средств и методов должен соответствовать поставленным задачам, и если мы работаем над этим специфическим процессом (мыслительным), то и результат должен быть соответственным. Он должен выражаться в количественных показателях: скорость футбола, скорость игры, скорость мышления и т. д.
В практике спортивных игр почти все упражнения выполняются в трех скоростных режимах: соревновательном и двух тренировочных. Тренировочные - это когда мы разучиваем и совершенствуем, а соревновательный достигают, как правило, только в соревнованиях, поскольку противник адекватен. Тем самым в тренировке закрепляются связи заниженных скоростей игры. Основная же цель тренировочного процесса состоит в том, чтобы увеличить скорость решения задач, скорость исполнения и выйти на соревновательный уровень.
Используя специфические средства, а к ним относится футбол и футбольные специальные упражнения, мы моделируем соревновательную нагрузку и условия. Не хотелось бы давать категорических советов, поскольку у каждого тренера свои наработанные приемы, но некоторые закономерности развития необходимых требований отметим:
1.Необходимость постепенного увеличения скорости выполнения.
2. Стратегическое и тактическое решение постоянно меняющихся ситуаций и задач.
3. Развитие, понимание и восприятие игры.
В дальнейшем мы отдельно рассмотрим этот необходимый и, наверное, определяющий компонент обучения на этапе совершенствования.
2. Физическая подготовка. Специфичность футбола подразумевает разностороннюю подготовку игроков, которая выражается в проявлении всех двигательных способностей (скорости, силы, выносливости и т. д.). Но особенность этапа совершенствования состоит в том, чтобы с помощью технико-тактических упражнений раскрыть и развить необходимые физические качества, а также суметь реализовать технический потенциал игрока в условиях соревнований. Учитывая, что задачи на совершенствование технико-тактической подготовки остаются приоритетными, отметим следующую очередность в их решении:
1. Совершенствование технической подготовки.
2. Развитие силы и выносливости на базе технико-тактических навыков.
Игрок с мячом должен продемонстрировать свое умение преодолевать физические трудности в борьбе при недостатке времени, а увеличение нагрузок специальной выносливости - основа футбольной техники.
Каковы характерные черты физической подготовки футболистов на этом этапе? Умеренный и равномерно распределенный объем нагрузки на предыдущем этапе приводил к постепенному повышению скоростно-силовых показателей. Однако сейчас встает проблема переносимости футболистом объемных и достаточно интенсивных нагрузок. Это приводит к появлению в годичном планировании подготовительных и соревновательных периодов.
Также повышается требование к качеству и надежности технического обучения. Поэтому задачи этапа требуют других форм тренировочной работы, где необходимо сочетать техническую подготовку и соревновательные нагрузки. И самое главное, вся технико-тактическая подготовка должна быть сориентирована на выполнение основных целевых упражнений, в полную силу. Тренировочная работа должна проходить с решением конкретных задач в специальных упражнениях, которые близки к соревновательной деятельности. Сам тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации с более специализированным и индивидуализированным характером.
Вторая часть тренировки с задачами физической подготовки проходит по определенной программе, что даст возможность получить более полное представление о влиянии нагрузок. Здесь главным является выбор тренировочных средств, дозировки объема и исполнительность с учетом физического развития футболиста. Тренеру необходимо подобрать специфические футбольные средства, которыми можно развить необходимые качества. Простым увеличением объема бега на максимальной скорости проблему интенсивности не решить. Нагрузка должна быть направленного воздействия с учетом продол¬жительности, количества повторений, чередования серий и т.д. Задачи трени¬ровки решают формирование функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. От периода к периоду уровень работоспособности должен возрастать, но количество подходов или серий должно быть таким, чтобы при этом сохранялась интенсивность. Количество физической работы мы рассмотрим в следующих статьях, но хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что каждый игрок должен понимать задачи, поставленные тренером. Первая задача - на мышление и вторая - работа на физические кондиции. Задачи тренировок в недельном цикле могут и должны меняться, но общая стратегическая последовательность должна сохраниться. Нельзя сделать крен в одну или другую сторону, нельзя воспитать умного и техничного игрока, не видя перед собой задач физической подготовки.
Если рассматривать физическую работу в целом, то отметим, что тренировка практически всегда бывает комплексной. Направленность тренировки в разные периоды года меняется, но проходит она параллельно с задачами по совершенствованию техники.На подготовительном этапе акцент делается на силовую выносливость и скоростно-силовые качества. Наступает увеличение доли отдельных тренировочных занятий с решением в них преимущественно одной задачи, связанной с развитием того или иного физического качества. К примеру, в соревновательном периоде 2 раза в неделю по 30 минут необходима целевая работа на скоростную выносливость, чтобы получить максимальные сдвиги (анаэробные). Учитывая методическую важность этапа, построение недельного цикла и последовательность занятий мы рассмотрим отдельно в последую¬щей главе. Сочетание нагрузок на этапе совершенствования. Совместимость подготовки:
а) общая силовая выносливость + силовая подготовка;
б) скорость бега + прыжковая подготовка;
в) скорость бега + силовая подготовка + совершенствование техники.
Несовместимость подготовки:
а) скорость бега + беговая выносливость;
б) скорость бега + силовая подготовка (силовая выносливость);
в) максимальная сила + беговая выносливость (общая, силовая, скоро¬стная, специальная) + совершенствование техники.
В заключение необходимо отметить, что последовательность двух задач в одном занятии (мышление и физическая подготовка) могут меняться, и это естественно и логично. На стадии утомления, после соответствующей работы на физику, футболисту также необходимо хорошо видеть поле и решать даже более сложные тактические задачи в зависимости от сложившей¬ся обстановки. Тренировочный процесс подготовки футболиста - это целостная система, где на каждом конкретном этапе решаются специфические задачи по физическому развитию и формированию технического мастерства. Темпы роста физической подготовки оправданы лишь тогда, когда примерно такими же темпами идет повышение и других футбольных качеств. Нам необходимо так организовать весь процесс, чтобы обучение и становление наших воспитанников заканчивалось в группах совершенствования.
Микроцикл и принципы построения тренировок (17-18 лет)
Микроцикл и принципы его построения на этапе спортивного совершенствования (17 - 18 лет)

2.12. Микроцикл и принципы его построения на этапе спортивного совершенствования (17 - 18 лет)
На этапе совершенствования происходят существенные изменения в подходе к планированию. Здесь принимаются во внимание закономерности адаптации организма к работе в экстремальных условиях, а воспитание выносливости и специальной выносливости во многом определяет построение тренировочного процесса в микроцикле. Как мы отмечали, на этом этапе совершенствования появляются отдельные периоды подготовки: подготовительный и соревновательный. На разных периодах подготовки обе главные задачи этапа решаются по-разному, но главные стратегические цели не меняются, это мышление и физические кондиции. В повторяемых циклах направленность занятий остается прежней, но средства, объемы, интенсивность работы, специализированность упражнений постоянно меняются.
По современным представлениям тренировки являются эффективными в тех случаях, когда при сохранении общей направленности работы в микроциклах изменяются только тренировочные воздействия. Конечно, можно искать другой, более лучший метод построения тренировки и недельного цикла, но очень важно для тренера целостное представление о всей проделанной работе. Суть сводится к тому, чтобы проследить количественные показатели, которые бы вылились в качество. Как мы уже отмечали, на этом этапе тренировочная подготовка проходит в более напряженном по интенсивности двигательном режиме. При такой направленности качественная сторона процесса выходит на первый план. Одно тренировочное задание строится из решения двух задач - это тактическое мышление и физическая готовность.
Если рассматривать решение первой задачи тренировки (тактическое мышление), то на разных периодах она решается по-разному. Это футбол, другие спортивные игры, специализированные упражнения. Решение задач будет разным по скорости выполнения и по их количеству в одном упражнении.
Если говорить о скорости выполнения, то, видимо, максимальная скорость выполнения на предыдущем этапе (15 - 16 лет) должна быть началом работы с 17-летними футболистами. Вот такое ступенчатое увеличение контролируемых скоростей должно прослеживаться и дальше. В решении всех тренировочных задач прослеживается такая же последовательность даже в недельном цикле. Футболист после тренировки от физической работы должен получить утомление, а от развития способностей и развития новых идей - эмоциональный подъем.
Решение второй задачи тренировки нам более понятно, и, наверное, поэтому тренеры их добросовестно решают. В настоящее время в клубах и в командах мастеров ответственность за функциональную подготовку игроков несет специалист по физической подготовке. С одной стороны, это верно потому, что он лучше знает все тонкости своей работы, но, с другой стороны, он погружен в частное, в узкоспециальное, и, как связать это с футболом, с техникой и с тактикой он, к сожалению, не всегда может разобраться. Не представляя истинных причин, тренер начинает увеличивать объемы тренировок, надеясь добиться улучшения спортивных результатов. Чрезмерное увеличение развития физических качеств только препятствует дальнейшему совершенствованию, если они не увязаны с футболом. И как мы уже отмечали ранее, количество проделанного объема работ совершенно не связано с качеством футбола. «То, что не может быть постигнуто разумом, никогда не будет постигнуто через силу» - дополнить эти мудрые слова можно только примерами игр большинства команд мастеров.
Построение микроцикла зависит от педагогических задач, стоящих на данном этапе, и от уровня подготовленности. Все занятия недельного цикла - специализированные и отличаются лишь поставленными задачами и нагрузками. Но решаются они как специализированными средствами, так и неспециализированными, поскольку задачи у нас остаются прежними - обучение и совершенствование.
В недельном цикле (см. табл. 3) из шести занятий три приходятся на совершенствование скорости и одно занятие проходит с максимальной нагрузкой. Одно занятие в цикле направлено на поддержание аэробной подготовки. Особое значение придается правильному планированию нагрузок, где должна быть четкая последовательность занятий. Большая нагрузка одного занятия компенсируется уравновешенной дозировкой следующего. В самом простом варианте задачи недельного цикла выглядят следующим образом:
- понедельник -развитие быстроты,
- вторник - скоростно-силовые качества,
- среда - быстрота и ловкость,
- четверг - специальная выносливость,
- пятница - сила и специальная выносливость,
- суббота - общая выносливость.
Эта информация приводится для понимания последовательности решения педагогических задач в недельном цикле. В отношении футбола эти общие данные нуждаются в пояснении. Такая сопряженность всех видов подготовки предполагает устранение дисбаланса и оптимизирует связь всех видов подготовки. Несомненно, существуют другие разновидности построения тренировочных нагрузок, но остановимся на этом и расшифруем его слагаемые.
Определенная последовательность построения занятий на всех этапах подготовки способствует последовательному развитию всех необходимых качеств. Организм футболиста активно реагирует на нагрузку, приспосабливая свои системы функционально. Характер нагрузки соответствует постепенному развитию определенных двигательных качеств, и, подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Если быть конкретней, то нам необходимо развитие всех фи¬зических качеств футболиста, а также его игровой выносливости, но при помощи специальных соревновательных упражнений.
В связи с этим на этом этапе необходимо разделение всех средств согласно тренировочным нагрузкам на развивающие и поддерживающие. Если работа будет проходить со средней интенсивностью, то она не будет нагружать футболиста и в то же время не будет обеспечивать его восстановление. Напомним, что в 17 - 18 лет юноши должны выполнять 80% работы взрослых футболистов. Если рассматривать распределение нагрузок в юношеском возрасте, то их построение должно предусматривать поступательное движение. В командах мастеров такая последовательность может не просматриваться.
- вторник - скоростно-силовые качества,
- среда - быстрота и ловкость,
- четверг - специальная выносливость,
- пятница - сила и специальная выносливость,
- суббота - общая выносливость.
Эта информация приводится для понимания последовательности решения педагогических задач в недельном цикле. В отношении футбола эти общие данные нуждаются в пояснении. Такая сопряженность всех видов подготовки предполагает устранение дисбаланса и оптимизирует связь всех видов подготовки. Несомненно, существуют другие разновидности построения тренировочных нагрузок, но остановимся на этом и расшифруем его слагаемые.
Определенная последовательность построения занятий на всех этапах подготовки способствует последовательному развитию всех необходимых качеств. Организм футболиста активно реагирует на нагрузку, приспосабливая свои системы функционально. Характер нагрузки соответствует постепенному развитию определенных двигательных качеств, и, подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности.

Предыдущая страница Оглавление Следующая с

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


[29.12.2009]
Хоккей: Интервью с Семёном Варламовым (863)
[29.12.2009]
Футбол: Дзагоев попал в аварию (263)
[24.05.2009]
Футбол: "Кубань" оставила "ЦСКА" на втором месте (4)
[24.05.2009]
Теннис: Сафин победил в Париже (0)
[24.05.2009]
Футбол: "Тоттенхэм" не попал в Лигу Европы, "Ньюкасл" и "Мидлсбро" вылетели (0)
[20.05.2009]
Футбол: Аршавина и Павлюченко примут "Зенит" и "Спартак" (2)
[20.05.2009]
Футбол: Романцев не верит в чемпионство "Спартака" (2)
[13.05.2009]
Баскетбол: ЦСКА в финале, УНИКС поборется за бронзу (1)
[13.05.2009]
Хоккей: Медведев хочет встречаться со сборной каждый год (1)
[10.05.2009]
Футбол: Арсенал проиграл без Аршавина (2)



Rambler's Top100

Copyright recep © 2024 Хостинг от uCoz