Четверг, 28.03.2024, 21:32

Главная Обратная связь Фотоальбомы
Карта сайта

Оглавление Следующая страница


Психология футбола

• Введение (Психология футбола и футбольных тренировок)
• Возраст и психология тренировок (Возрастные закономерности психологии подготовки)
• Психология тренировки (Психология тренировки футболистов)
• Особенности обучения в футболе (Особенности обучения футболистов)
• Педагогическое мастерство футбольного тренера (Футбольный тренер)
• Психология мышления (Психология мышления спортсменов)
• Психология индивидуальной подготовки (Психология индивидуальной подготовки футболистов)
• Психология игры

Введение
Психология футбола и футбольных тренировок

Введение к разделу
Чтобы дальше совершенствоваться в футболе, необходимо знать все сторонние возможности игрока, чтобы правильно сориентироваться при продолжении его футбольной карьеры. Увеличение объема и интенсивности работы - это один из способов подготовки футболистов, но он быстро исчерпывает свои возможности. Этот резерв годен только для особо талантливых или зрелых футболистов, а для группы совершенствования ключевым моментом является качественная сторона подготовки, и решение нужно искать в технологии и методике тренировок. Это, в конечном итоге, переход тренировочного процесса на более качественный учебный уровень.
Этап совершенствования требует от педагога принципиально иного подхода к тренировочному процессу, другого подхода к решению технико-тактических игровых ситуаций. Здесь мы с полной уверенностью можем констатировать, что задачи спортивной тренировки - это развитие уже и психологических качеств футболиста. Обучение игре и тактическим действиям строится на психологических основах, поскольку мышление не начинается каждый раз заново, оно несет в себе прошлое и связано с непрерывным усложнением многочисленных игровых тактических задач.
Если в других разделах мы рассматриваем специфические закономерности технико-тактического обучения футболистов, то для полного понимания, как формируется личность будущего футболиста, нам необходимо рассмотреть психологические процессы на разных этапах обучения. Многие тренеры забывают, что игроки отличаются не только врожденными особенностями мышечной системы, но и отличаются друг от друга своей психикой, которая также развивается поэтапно и целенаправленно формируется.
Почему мы затрагиваем эту достаточно сложную тему, которую специалисты-психологи наверняка знают глубже? Дело в том, что специфические футбольные вопросы тренеру выпускных групп так или иначе придется решать самому, а уровень футбола надо поднимать благодаря знаниям, а не массовости футбола. И в принципе обучение должно рассматриваться в приближении к сегодняшнему уровню требований.
В этом разделе статьи представляют собой плод размышлений над проблемами психологической подготовки игроков и команды, что позволит несколько расширить наше представление о механизме подготовки игроков. Они составлены скорее из ответов на вопросы из многочисленных писем тренеров. Многие проблемы, затронутые в письмах, требуют наличия у тренеров хотя бы элементарных знаний в области психологии. Действующий тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика, которому сложно проследить и осмыслить все сопутствующее в процессе обучения.
Нет смысла детально описывать все средства психологической стратегии, у каждого тренера должны быть свои методы и приемы. Пользы будет больше, если тренер примет некоторые практические рекомендации, внося в них свои необходимые коррективы. И если уж говорить о будущем развитии футбола, то практическое развитие будет зависеть прежде всего от методологии тренировочного процесса.
В игре футболист постоянно сталкивается с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. В играх серьезного уровня именно творчество является одной из самых главных составляющих профессионального успеха. Как реализовать свой творческий потенциал и как развить его с помощью соответствующих методик, мы попытаемся рассмотреть в этом разделе. Стратегии могут быть использованы разные, но главным остается полное и ясное понимание игроком задач тренировки и всего недельного цикла.

Возраст и психология тренировок
Возрастные закономерности психологии подготовки

Возрастные закономерности психологии подготовки футболистов
Вопросы психологического влияния на подготовительный тренировочный процесс в футболе мы затронули впервые, и поэтому некоторые моменты нуждаются в обсуждении и переосмысливании. Наши воспитанники в течение всего времени обучения проходят несколько ступеней развития, когда меняются мотивация и интересы, наступает зрелость. В принципе, психика детей также подчиняется закону периодичности. Одни возрастные периоды сменяются другими, которые имеют свои закономерные характеристики и отличия. Они являются ключевыми в группах совершенствования, но, чтобы разобраться в деталях, нам необходимо хотя бы вкратце просмотреть весь цикл подготовки с его задачами и целями. Тогда тренировки будут становиться целостными осмысленными действиями, а не последовательностью механически связанных между собой звеньев.
Очевидно, что стратегия психологической подготовки, к примеру, легкоатлетов в корне отличается от стратегии подготовки футболистов. В одном случае - это один спортсмен, одна личность, а в другом - это единый футбольный коллектив, состоящий из множества индивидуальностей. Но вначале напомним о задачах обучения на разных периодах становления игрока. Для ясности проблемы мы отдельно, по периодам, рассмотрим тренировочный процесс и его влияние на приобретение умений и навыков, а также психологические задачи и цели в воспитании игрока. Такая классификация по годам поможет проследить и обосновать многие вопросы методического характера и позволит нам сформулировать основные принципы психологических приемов и методов подготовки.
Есть общие закономерности формирования навыков, однако в каждом возрасте имеются специфические особенности, о которых мы просто напом¬ним. Рассматривая наборные группы и их начальное обучение, мы поймем, что здесь далеко не все так просто, как кажется. В частности, имеется много противоречий между педагогикой и психологией, то есть существуют некоторые противоречия между обучением и развитием. Если конкретней, то можно учиться тогда, когда есть определенная готовность к обучению. И нельзя требовать от 10-летнего ребенка того же, что и от 13-летнего.
Наблюдения педагогов показывают, что в диапазоне 11-13 лет в психике детей происходят резкие изменения. В этом возрасте дети становятся критичнее, они склонны к анализу. До 12 - 13 лет им интересен сам тренировочный процесс, а качество футбола само по себе детей не интересует: И здесь, видимо, очень важно не навредить, а сделать занятия интересными и полезными. Без такого доброжелательного отношения любые методы и психологические средства воздействия теряют свою силу. У детей есть желания и умения учиться самостоятельно, но им должна нравиться окружающая атмосфера и должен нравиться тренер, который все умеет и понимает.
Энтузиазм тренера - это «болезнь», которая должна поразить занимающихся. А для повышения эффективности будущей работы необходимо привлечь как можно больше детей к выступлению в различных футбольных турнирах и праздниках. Опыт работы подсказывает, что все дети, пусть в разной степени, но предрасположены к творчеству. Но чтобы творчество в будущем стало реальностью, мы рассмотрим главные психологические моменты в формировании навыка.
. Возраст самый трудный для тренеров и самый критический для самих воспитанников. Главное для педагога - удержаться от случайных ошибок, неосторожных действий и поступков. Результат таких мероприятий - это нормальные отношения между воспитанниками. И если сам тренер будет интересен воспитаннику, то он завоюет его уважение и будет авторитетным наставником. Если рассматривать психологические аспекты футбольного образования, то нужно отметить, что вначале происходит приобретение двигательных навыков за счет изучения отдельных последовательных движений, то есть происходит формирование и развитие двигательных стереотипов. Для освоения простых элементов бывает достаточно одного показа. Однако при обучении более сложным элементам моделирование тренировки очень важно. Многие сложные движения состоят из последовательности более простых элементов. Обучение лучше всего разбить на части, чтобы вначале изучать составляющие, а потом пытаться выполнить движение в целом. Споры о методах обучения (целостное или расчлененное) не так важны, поскольку футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и детальное освоение отдельных элементов и движений просто необходимо, особенно на начальных стадиях обучения. Очень важно, чтобы все действия были ориентированы на поставленную вами задачу. Обучение без сознательного отношения приводит к ошибкам или к бесполезной трате времени. Невнимательное и неосознанное выполнение упражнений необходимо будет компенсировать только увеличением числа повторений. Сначала традиционные формы обучения движениям основываются на копировании образцового варианта. При этом мы добиваемся качества исполнения приема, но нам необходимо довести исполнение приема до автоматизма по сравнению с обычным умением. Способность добиться автоматического выполнения приемов - это основа для будущего спортивного совершенствования.
Эффективность процесса обусловлена многими составляющими обучения (условия, тренировки, плотность занятий и т. д.). Тренер целенаправленно использует методические приемы по усложнению и включению технических добавок для выполнения изучаемого элемента. Ученик должен осознанно выполнять все изучаемые элементы, анализируя и корректируя свои действия. Самый лучший вид обучения - научить ребенка тренироваться самостоятельно, это поможет ему лучше координировать свои движения, развивать мышечную чувствительность, что важно для самоконтроля над движением.
Анализируя психологические закономерности обучения и развития, заметим, что-то, что доступно ребенку 13-14 лет, может быть недоступно одиннадцатилетнему и двенадцатилетнему. Учебная практическая деятельность - это мыслительная работа самого ученика, который учится, а не которого учат. И задача тренера здесь организовать и создать условия, при которых воспитанник развивается с помощью самостоятельного активного обучения. Регулярное повторение моделей в недельном цикле заставит его анализировать правильность исполнения приема и делать самому соответствующие выводы. Если кратко охарактеризовать цели и задачи тренера, то они будут выглядеть так - научить учиться.
В занятиях между тренером и учеником возникает обратная связь. Она должна активизировать правильное выполнение упражнений. Упреки бессмысленны, просто нужна серьезная, длительная и спланированная работа.
Разумное поддержание положительных межличностных связей между тренером и ребенком значительно облегчает процесс обучения, так как при них ученик более внимательно и охотно усваивает информацию тренера. Ребенок должен понимать, что от него хотят, он воспринимает футбол по-иному. В таком возрасте не следует слишком загружать игровыми заданиями, поскольку они трудно и без желания запоминаются игроками. Спортсмена необходимо настроить на хороший микроклимат, на доброе взаимопонимание с окружающими. И если схематично представить четырехступенчатую модель обучения, то она будет выглядеть следующим образом:
1. Начальное разучивание приёма
2. детальное разучивание приема
3. закрепление исполнения приема
4. автоматизация исполнения приема
Схематичное отображение единого процесса обучения приобретает более конкретное содержание, которое мы последовательно разберем. Такой детальный подход в обучении связан не с особыми методами исследования, он, в первую очередь, определяется сложностью подготовки футболистов высокой квалификации.
Этап, когда происходит начальное целенаправленное формирование талантов. К этому возрасту ученик должен овладеть максимальным количеством технических приемов. Тренировочный процесс строится на общих закономерностях адаптации организма к физическим нагрузкам. Необходимо добиться стабилизации навыков и эффективности двигательного действия при утомлении. Игрок должен контролировать точность выполнения технических приемов, как и осваивать новое, несмотря на усталость. Здесь важна полная концентрация на наиболее важных моментах обучения, когда необходимо сохранять сознание в активном состоянии, не прерывая выполнения упражнения.
Если кратко характеризовать этап подготовки, то это улучшение спортивных достижений и уменьшение ошибочных действий в исполнении технических приемов. Цели технической подготовки определены не только на основе общих футбольных задач, но уже и на основе личных качеств, формирующих характерную индивидуальную игру.
В психологическом плане одна из общих возрастных особенностей подростка - это потребность в самоутверждении. Она основывается не на победах в игре, а в тренировочном процессе при ее достижении. Игра - это уже результат тренировочных занятий и осознанного обучения, где проявляется умение выполнять технические элементы при включении морально-волевых усилий.
Волевые качества характеризуют стремление ученика к достижению результата и начинают развиваться и закрепляться именно в подростковом возрасте. Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать уже к 15 годам. Здесь тренеру необходимо разобраться и учесть все психологические особенности подросткового возраста, чтобы всю дальнейшую тренировочную работу подчинить становлению индивидуальности.
Методы специального психического воздействия не требуются, но Объяснения целей тренировки, принципов построения тренировочных занятий уже необходимы. В этом возрасте подростки становятся рассудительней и целеустремленней. Их необходимо сориентировать на будущий большой труд. Здесь начинаются отношения с тренером в форме равноправного сотрудничества, а цели таких действий - это понимание игровых задач и минимум ошибочных решений.
Как это ни парадоксально, но в этом возрасте футболист выходит на «уровень застоя», и в связи с этим исчезает до 50% действующих футболистов. Попытки объяснить причины потери талантливых футболистов при переходе в команды мастеров предпринимались неоднократно. Причины весьма существенны, но все они, к сожалению, характерны для всех этапов подготовки. Может быть, такая потеря самых одаренных на предварительных этапах подготовки - закономерность, но почему она характерна только для нашего футбола? Объяснить происходящее можно только тренировочным процессом, который должен быть полностью специальным.
Внезапного взлета на этапе совершенствования не бывает. Успех может принести только тренировочная работа, в которой соблюдаются основные закономерности процесса и учитываются индивидуальные особенности игрока. Поэтому, чтобы не потерять игроков, тренировочный процесс должен приобретать ярко выраженный индивидуальный специализированный характер. Если быть более конкретным, то на данном этапе существенно меняются сами принципы подготовки. Когда мы проходили этапы обучения, то главным средством специальной подготовки были упражнения и количество их повторений.
На этапе спортивного совершенствования дальнейшее футбольное образование характеризуется преодолением больших физических нагрузок, что требует полной мобилизации психологических качеств. В этот период возрастает соревновательная практика, а тренировочный процесс отличается значительным повышением объема и интенсивности основных тренировочных средств, где все задачи решаются во временных режимах. Условия тренировок постепенно приближаются к условиям соревновательных игр.
Если раньше мы говорили о необходимости привить ученикам любовь и привязанность к футболу, то на этом этапе задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию победителя в игре и в игровых ситуациях, развить способность настраиваться на активную игру. Задачи этапа решаются с помощью различных методических приемов - изменения внешних условий, а также изменения внутреннего состояния самого игрока, то есть изменения его физических и психологических качеств. Задача тренера организовать процесс подготовки так, чтобы футболисту было бы интересно практически разобраться во всех специфических требованиях игры. Это и должно быть лучшей мотивацией ежедневного совершенствования. И здесь тренеру необходим постоянный поиск новых, более результативных и доступных средств в обучении. В этот период существенно изменяются показатели некоторых биомеханических характеристик, а также функциональной и физической подготовленности.
Переход из юниорского возраста во взрослый, то есть переход от этапа интенсивного развития к стационарному состоянию, предъявляет высокие требования к психологической подготовленности. Логика тренировки требует постоянно увеличивать нагрузки, а это, естественно, ведет к психическим перенапряжениям. Именно здесь формируется отношение к занятиям как к сложному труду с его ежедневными нагрузками и требованиями.
Перечисленные задачи обусловливают выбор адекватных тренировочных средств с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также индивидуального планирования, способствующего раскрытию таланта игрока. Только правильно организованный тренировочный процесс является тем ключом, который выведет его на уровень готовности. И если в других разделах мы рассматривали вопросы обучения футболу, то далее подготовка рассматривается как «продукт» ежедневного труда. Впрочем, и игрок сейчас уже совсем не тот - как по своей профессиональной заинтересованности, так и по своей психологии.
Психология тренировки
Психология тренировки футболистов

Психология тренировки
Без сомнения, игра определяется взаимодействием эмоционального напряжения с волевыми усилиями футболиста. Выступление команды показывает, насколько ее игроки способны в условиях противоборства реализовать тренировочные установки и командные групповые действия. Конечно, многое зависит от уровня мастерства игроков, но примеры показывают, что это мнение не всегда верно. Два тренера могут использовать совершенно разные стратегии и методы подготовки, и при этом они могут достигнуть необходимых результатов. В любой применяемой стратегии ключевым моментом является реальное понимание игры, ее основных принципов и игровых идей.
Заметим, что в подготовке групп совершенствования и команд мастеров нет секретных методов тренировки. Умение тренера состоит не в состязании, кто больше набегает, а в умении правильно расставить акценты на моментах, обеспечивающих рост специальной футбольной подготовки. Ведь ваша команда будет играть так, как она тренируется, а не так, как вы ее просите играть.
У каждого тренера существует своя система достижения цели. У одних она сформулирована более конкретно, у других менее, у одних она более амбициозна, у других менее, но в любом случае очень важно использовать нашу способность создавать и организовывать. Хочется еще раз напомнить, что в футболе для тренера-педагога важен даже не результат работы, а выбор стратегии подготовки, выбор системы и принципов подготовки команды. А будущие успехи - это результат вашей стратегической программы, который обязательно должен состояться.
Успех осуществления любого организованного плана зависит от того, насколько правильно согласуются его составные части. Это особенно важно как для процесса достижения цели, так и при выборе стратегии. Есть технологии, как подвести физическую подготовку к пику, и есть технологии, как психологически готовить игрока к соревнованиям.
Существуют объективные законы планирования, которые нужно просто знать или хотя бы представлять. Иначе мы будем решать проблемы не футбольные, а около футбольные. Мы же сосредоточимся на тех ключевых моментах, от которых зависит успех процесса совершенствования. Вопросы, отражающие динамический процесс, будут выглядеть так: что делать? как делать? сколько делать? Они и составляют основу процесса моделирования подготовки. И если кратко отобразить это формулой, то это будет выглядеть так:
1. Программа
– 2. модель
– 3.Исполнение
В общем виде любой план - это система решений:
1. Построение цели.
2. Построение задачи.
3. Методические рекомендации.
И базируется он во многом на техническом уровне и способностях команды. Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о стратегии подготовки, чтобы она не носила интуитивный характер. Все это особенно характерно для молодых тренеров и футболистов, не имеющих четкой программы действий и заданий, в результате проявляющих недостаточную собранность и целеустремленность в тренировках. И поэтому хотелось расширить процесс творчества тренера, чтобы он увидел новые способы воздействия на обучаемых футболистах.
Программа. Учебная работа тренера воплощается в тренировках. Каждое занятие должно быть спланировано и являться неразрывным звеном в системе тренировок. Но, как всякую сложную систему, процесс совершенствования необходимо разложить на составляющие. И здесь необходимо сказать о том, насколько важно иметь четкое представление о планировании недельного цикла тренировок.
Юниору, в отличие от зрелого футболиста, сложно представить целостно весь процесс, расписанный на год. Молодой футболист не понимает смысла и содержания всего цикла подготовки. Он просто не сориентирован ни предметно, ни психологически. А ведь внутренняя установка игрока как за одной тренировке, так и в недельном цикле является важнейшим фактором в формировании конкретных футбольных умений.
Футболист должен четко представлять обе задачи одной тренировки, также задачи и последовательность последующих занятий недели. Если мы сумеем помочь осознать игроку цель, которой мы добиваемся и как мы увязываем ее с последующим тренировочным днем, то мы сумеем создать состояние психической готовности к работе. Нет большого смысла обсуждать перед началом занятия содержание, последовательность упражнений, их количество и т. п., поскольку психологический настрой и внутренняя мотивация от этого уже не изменится.
Представьте себе состояние и настрой двух футболистов. У одного предстоящая тренировочная модель готовности «включена», а у другого нет. Не будем анализировать то, как они по-разному воспринимают очередное занятие, важно то, что можно приобрести дополнительные силы и уверенность в работе. По сути, эту концепцию можно рассматривать как систему психологического ориентирования тренировочного процесса.
Модель. Процесс моделирования и планирования задач тренировки мы подробно рассматриваем в других разделах портала. Единственно напомним, что модели (задачи), которыми мы пользуемся на разных стадиях подготовки, часто повторяются, но цели преследуются разные. На решающем этапе - 17 - 18 лет - они выполняются на разном функциональном уровне, с добавлением каких-либо ограничений, вводом временных условий, чтобы видеть динамику развития и корректировать весь процесс подготовки.
Одним словом, мы совершенствуем решение технико-тактических задач, но в определенных условиях и измененных ситуациях, то есть мы программируем порядок в голове нашего юниора и в его работе. Видимо, на этом этапе закладывается самый большой резерв совершенствования игрока. Игрок до тренировки должен представлять свою модель (задачу) и «пережить» до того, как тренировка проходит в действительности. Создание образа позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, то есть когда мозг работает сам по себе безо всяких усилий с вашей стороны. Это является ключевым моментом в практике развития и совершенствования способностей будущего футболиста. Для себя и для учеников напомним, как важно знать, что они делают сегодня и что будут делать завтра. Не зря на сайте всякий раз подчеркивается важность недельного планирования. Именно подсознание управляет функциями игрока, и именно подсознание будет подсказывать необходимые ходы и решения в игре.
Исполнение. Общий замысел этого раздела потребовал включить средства психологической стратегии, но все дело в том, что у каждого тренера должны быть свои методы и приемы. Здесь даже важнее понимание пути совершенствования. Мы порой сами в недоумении, что при всей той огромной работе, которую проделывает команда, получаемый результат не всегда адекватен вложенному труду. Здесь, видимо, необходимо понять, что обучение и совершенствование технико-тактических задач - это два разных процесса. Выбор стратегии очень важен, потому что мы должны иметь рабочую схему, по которой можно работать с физическим телом и как-то влиять на него. Можно работать очень много, но вся эта работа будет называться одним словом - физкультура.
Что такое мастерство футболиста? Это использование сформированного навыка не только в разных условиях (погода, время, обстановка соревнований и т. п.), но это и решение какой-либо технико-тактической задачи в нестандартных психологических ситуациях. Грамотное решение задач в стандартных условиях тренировки часто оказывается бесполезным в условиях игры. Этот вопрос готовности мы рассмотрим подробнее в статье «Психология индивидуальной подготовки».
Если детально рассматривать стратегию тренировок, то нам необходимо вызывать нужное психологическое состояние футболиста и дать плановую вариативность в обучении для стабилизации навыка.
Почему плановую? При стихийном обучении нам сложно будет контролировать процесс и делать какие-либо обобщения для дальнейшего усложнения. У игроков создается и закрепляется образ тактической задачи, и тренеру необходимо помочь «мышцам» и «голове» запомнить последовательность движений и решений. Одним словом, нам необходимо создать фон, на котором протекает тренировка, адекватная условиям игры. Если рассматривать физические нагрузки, то мы планируем изменения не в обобщенных объемах работы, а в способности выполнять конкретную скоростную работу с мячом в необходимое время. Любая специфическая работа должна ориентироваться на футбол, на способность быстрого решения игровых задач. А задача тренера - не ошибиться и правильно выбрать объемы скоростной технико-тактической работы с учетом периода подготовки. Если рассматривать физические возможности игроков команды мастеров, то в целом нагрузки практически доведены до необходимого уровня, и прогресс футбола пойдет за счет повышения мастерства и психологической готовности. И еще раз отметим, что нагрузки - это не цель, это лишь способ повышения эффективности футбольной тренировки.
Мы рассматривали весь педагогический этап как сознательную целенаправленную многолетнюю подготовку, но не все понимают, что сознательным процессом можно влиять на неосознаваемое обучение.
После того как на сознательном уровне решаются и совершенствуются поставленные задачи, нам необходимо хотя бы гипотетически увязать все связи - все наработанное - друг с другом. Этап футбольного совершенствования - это уже психологический процесс, задача которого - формирование готовности футболиста, а также мобилизация всех его возможностей. И как мы уже отмечали, ориентирована она должна быть на психологическое состояние футболиста. Здесь мы уже можем говорить о подсознании, которое начинает свою работу, формируя устойчивые действия.
Еще раз отметим, что сознание - это то, что человек контролирует в себе, а подсознание - это то, чего мы хотим добиться.
Почему обучение и процесс совершенствования существенно отличается от подготовки, к примеру, баскетболистов? В баскетболе, как и в других спортивных играх, все технические действия и перемещения проходят на сознательном и где-то на отрепетированном уровне. В футболе, где необходимые комбинации осуществляются на больших скоростях, а в штрафной площади необходимы мгновенные решения, с учетом, что последние 2-3 передачи проходят в одно касание, без автоматически принятых решений не создается голевая ситуация.
Почему вопрос ставится именно так: добиться автоматизма исполнения и перевести наработанное в подсознание? Дело в том, что в группах совершенствования футболист сложные тактические задачи решает мгновенно, и время на выбор практически отсутствует. И чтобы оценить ситуацию с учетом действий партнеров, многое приходится решать на подсознательном уровне. Это то, что мы называем установкой - определенный взгляд на футбол, отложенный в подсознании. Это, как мы уже говорили, необходимое состояние футболиста, готовность которого сложилась в результате целенаправленного тренировочного процесса.

Особенности обучения в футболе
Особенности обучения футболистов

Особенности обучения в футболе
Специфика футбола с физиологической точки зрения более или менее изучена. Но кроме высоких показателей анаэробной и аэробной подготовки игрок должен обладать высоким уровнем психологической готовности.
Любая педагогическая деятельность всегда сознательна и имеет определенную цель. В начале спортивного пути сознание формируется условиями жизни и педагогическим процессом, которым руководит тренер, затем уже сознание формирует и определяет все наши спортивные успехи. В нашем случае тренер имел перед собой конкретные задачи: обучить тем или иным умениям и игровым навыкам. Точно так же наши воспитанники имели осознанную цель: научиться определенным игровым умениям, чтобы использовать их в соревновательной деятельности. Чтобы добиться необходимого стабильного технико-тактического исполнения, необходимо заложить и закрепить все сознательно наработанное в подсознании футболиста. В конечном итоге задача тренера состоит в том, чтобы помочь игроку сделать сознательное бессознательным. Наше подсознание работает автоматически, независимо от нас. Как включить в работу подсознание? Как направить работу в нужное русло, изменить и корректировать?
Для ясности изложения мы опять же рассмотрим задачи процесса обучения поэтапно.
При этом еще раз подчеркнем изначальную сложность технического обучения футболистов, не сравнимую с другими спортивными играми.
13 - 14 лет. Вначале напомним, что, добиваясь автоматизма выполнения приема, мы снимаем состояние закрепощенности, и необходимое движение выполняется как бы само собой. В этом случае нервная система освобождена от излишней настороженности. В движении участвует минимальное количество звеньев двигательного аппарата. Помимо всего запланированного, на этом этапе нам необходимо добиться доведения выполнения 2-3 упражнений до автоматизма, выполняя их постоянно, независимо от условий и физического состояния. К примеру: передача мяча ногой в колоннах в два касания. По мере повторения действий игрок выполняет упражнение все точнее и увереннее, доводя исполнение до автоматизма. Повторимся: сознательные процессы передают свои функции подсознательным.
Регулярно применяя изученные приемы и целенаправленно их усложняя, вы скоро заметите постоянно усиливающийся эффект обучения и накопления верных движений.
15 - 16 лет. Футболисты, которые овладели техникой передачи, должны те же упражнения выполнять после нескольких передач мяча в стенку или после обводки партнера (пассивный отбор) и довести выполнение этого упражнения до автоматизма. Здесь тренер по своему выбору должен подобрать 2-3 упражнения, которые выполняются на скорости с одновременным исполнением нескольких технических приемов или задач. Многократные повторения одних и тех же упражнений не должны быть долгими (не более 5 мин), чтобы от их однообразия не возникло состояние психического утомления или пресыщения. Так выполняя их постоянно и еженедельно, мы доводим исполнение до совершенства, независимо от погодных условий и состояния поля. То есть даем возможность протекать процессу на подсознательном уровне, добиваясь дополнительного роста технического мастерства. В тренировках старших учебных групп, а также в команде мастеров это будут уже другие специальные упражнения и комбинации. Еще раз повторимся, что с помощью сознания мы организуем и осуществляем всю нашу двигательную деятельность, а также контролируем и прогнозируем игру противника. Одним словом, это регулятор технико-тактических и морально-волевых действий футболиста. Для того чтобы переключить исполнение с сознательного на подсознательный уровень, нам необходимо добиться выполнения многих технических действий в автоматическом режиме. Постепенно приобретенные навыки станут автоматическими, движения перестанут требовать постоянного внимания со стороны сознательной части психики. В следующих статьях мы разберем, почему такая доводка исполнения приемов необходима.
Техника быстро приспосабливается к новому, причем существенно уменьшается вероятность ошибок, которые могут возникать в связи с изменением интенсивности и физического состояния ученика.
На одном примере мы увидели, как процесс обучения и изменения сознания станет более осмысленным и будет способствовать эффективности усвоения.
Этап совершенствования (17 - 18 лет) мы рассмотрим отдельно в статье «Психология мышления», поскольку этот период в будущем станет самым важным и определяющим. Главной особенностью психологического сопровождения на данном этапе становится индивидуализация психологической готовности.
Станет ли наш воспитанник хорошим футболистом или нет, больше зависит даже не от способности и желания. Здесь скорее всего все зависит от системы бессознательных убеждений и от самого процесса обучения. Это уже, видимо, педагогическая задача тренера и родителей. Если проанализировать биографии футболистов, добившихся успехов, то заметим, что именно родители и первые тренера оказывали огромное влияние на стремление к будущему успеху. При правильном отношении к футболу интересы детей, родителей и тренеров должны быть максимально сближены. Они должны по¬нимать и видеть реальную ситуацию роста, реализацию своих целей и требования тренера. Если личные цели поставлены перед игроками, то можно и найти пути к их достижению.
Единственное, хотелось бы сразу отметить, что в будущем необходимо дифференцировать тренеров и их работу по задачам и целям. Есть тренеры по обучению и есть тренеры по доводке, где необходим теоретический и практический опыт по индивидуальной работе с игроками. Здесь, конечно, необходимо знать и понимать механизм мышечной энергетики, протекающей во время интенсивной тренировочной работы футболистов.
Если рассматривать весь многолетний учебно-тренировочный процесс, то заметим, что в первые годы обучения футбол не был средством обучения. Упражнения были главными обучающими элементами подготовки. На этапе совершенствования футбол является той отправной точкой, с чего начинается вся целевая работа. Сам футбол должен быть нашим учителем, потому что он создает такие обучающие ситуации, которые идеальны для роста игрока. А сама игра неизмеримо сложнее придуманных упражнений.
Научиться соревноваться очень важно для достижения успеха. Участие в соревнованиях способствует проверке и воспитанию характера. Это та¬кой труд, в котором не растрачиваются, а напротив - растут физические и духовные силы.

Педагогическое мастерство футбольного тренера
Футбольный тренер

Педагогическое мастерство футбольного тренера
Начальная подготовка
Знание предмета спортивной подготовки.
+
Разносторонняя образованность

Этап специализации
Владение
технологией обучения. Организация и построение недельного цикла занятий
+
Профессиональные и человеческие качества
Спортивное совершенствование
Индивидуальная подготовка. Управление нагрузками.
+
Психологическая подготовка
Как и любая педагогическая деятел

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


[29.12.2009]
Хоккей: Интервью с Семёном Варламовым (818)
[29.12.2009]
Футбол: Дзагоев попал в аварию (263)
[24.05.2009]
Футбол: "Кубань" оставила "ЦСКА" на втором месте (4)
[24.05.2009]
Теннис: Сафин победил в Париже (0)
[24.05.2009]
Футбол: "Тоттенхэм" не попал в Лигу Европы, "Ньюкасл" и "Мидлсбро" вылетели (0)
[20.05.2009]
Футбол: Аршавина и Павлюченко примут "Зенит" и "Спартак" (2)
[20.05.2009]
Футбол: Романцев не верит в чемпионство "Спартака" (2)
[13.05.2009]
Баскетбол: ЦСКА в финале, УНИКС поборется за бронзу (1)
[13.05.2009]
Хоккей: Медведев хочет встречаться со сборной каждый год (1)
[10.05.2009]
Футбол: Арсенал проиграл без Аршавина (2)



Rambler's Top100

Copyright recep © 2024 Хостинг от uCoz