Пятница, 29.03.2024, 03:25

Главная Обратная связь Фотоальбомы
Карта сайта

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница


Трудовая неделя
Глава третья

Трудовая неделя
Когда начинаются и заканчиваются заботы и тревоги тренера? Можно сказать, что начинаются они со свистком судьи, оповещающем об окончании очередного матча, а заканчиваются с началом следующей игры. В сущности, это значит, что (по крайней мере теоретически) тренер может не беспокоиться на протяжении девяноста минут игры, ибо в этот промежуток времени решающую роль играют главным образом футболисты, а он может только что-то кричать и подсказывать им со своей скамейки, хотя чаще всего эти его подсказки никто не слушает.
Давайте же час за часом проследим за тем, что делает или должен делать тренер с момента, когда игра закончена. Лицо у этого человека измученное, нервы напряжены. Если матч закончился успешно, он откровенно счастлив, говорит быстро, его прямо-таки детскую эйфорию и радость трудно разделить постороннему человеку. Если результаты матча не очень радуют, он старается быть сдержаннее, но все равно возбужден, если только у него не ледяное сердце. А если все кончилось плохо, тренеру редко удается держать себя в руках и он слишком явно предается отчаянию. В этом случае неизбежна его эмоциональная реакция, спорить с ним в этот момент опасно и на некоторые его высказывания лучше не реагировать. В любом случае нервное напряжение, накопленное им за девяносто минут, так или иначе, ищет своего выхода. Я знаю тренеров, которые при проигрыше накидываются с упреками на игроков, но знаю и таких, которые молчат, вперив взгляд в пустоту.
В любом случае, после возбуждения первых минут тренер должен серьезно проанализировать все, что произошло в ходе матча. Однако одолеть «волнение первых минут» не всегда бывает легко, и тут все зависит от характера человека. Кто-то успокаивается быстро и берет себя в руки, а кто-то еще долго не может прийти в себя; словом, каждый реагирует по-своему. Не нужно объяснять, почему тренеру необходимо проанализировать весь ход игры. Каждый матч может многому научить. Достаточно заново пережить его минута за минутой, чтобы понять, какие серьезные ошибки были допущены и каких из них можно было бы избежать, окажись игроки внимательнее.
Идеально было бы, если бы тренер мог делать для себя заметки по ходу матча, отмечая каждую ошибку игроков. Тогда он имел бы возможность впоследствии, уже спокойно, объяснить виновнику, в чем его промах. Достаточно сказать: «В такую-то минуту ты допустил такую-то ошибку, и она привела к таким-то последствиям... и т.д. и т.п. Поведи ты себя по-другому, вспомнив, чему я тебя учил, матч, вероятно, закончился бы иначе и мы бы не проиграли».
Но я отдаю себе отчет в том, что ни один тренер не обладает таким самоконтролем, чтобы во время игры делать какие-то заметки, фиксируя каждую ошибку своих игроков. Ведь матч — это драматическая борьба, от которой ни на секунду нельзя отвлечься. Игра часто принимает очень острый характер, страсти накаляются, главная задача — выиграть, и тренер с головой уходит в эту драму. И все же матч никогда не должен быть самоцелью. Наоборот, для тренера он должен стать отправным моментом в стремлении избежать дальнейших ошибок, накопить полезный опыт, повысить уровень и отдачу своей команды.
Но сразу же после игры футболистам надо сказать всего несколько слов, а серьезный разговор, глубокий разбор ситуаций, которые могли бы стать поворотными в матче, следует начать через несколько дней. Игрок со своей стороны склонен обычно считать, что с окончанием матча кончилась и его миссия. Вот почему некоторые тренеры позволяют игрокам расслабиться сразу же после матча. Хотя делается это все реже и реже. Но вечер после игры для футболистов чреват самыми серьезными ситуациями, так что отдых под контролем тренера бывает лишь полезным для спортсмена и в физическом, и в психологическом отношении.
Давайте же посмотрим, какова типичная неделя футболиста, принимая во внимание, что матчи в Италии проводятся обычно по воскресеньям. С понедельника для тренера начинается работа по подготовке следующего воскресного матча. Тренер приходит на стадион и, проверив, все ли сделано врачом и массажистом, начинает проводить с футболистами разминочные занятия, которые позволят им войти в рабочий ритм на протяжении предстоящей недели.
С понедельника тренер должен заняться и запасными игроками, ибо, предоставив их самим себе до следующего воскресенья, он совершит серьезную ошибку. Ведь запасной игрок только временно и по разным причинам не входит в основной состав команды и нельзя допустить, чтобы у него возникло ощущение того, что он не нужен. В противном случае он может оказаться психологически не подготовленным к игре и от него не будет необходимой отдачи в поле. Обычно тренер поручает работу с запасными своему заместителю, но и к подбору заместителя порой подходят несерьезно, о чем мы еще поговорим позже.
С понедельника начинает действовать программа, составленная на всю неделю, направленная на развитие всех физических качеств игроков (сила, скорость, ловкость и т.д.), а также на повышение их технического уровня, тактического мышления. Если тренер относится к своим обязанностям серьезно, его отдых весьма относителен. Разработка программы на неделю занимает у него несколько часов, вечером же он отправляется к президенту клуба, чтобы доложить о том, как прошло воскресенье. Дома телефон у него звонит непрестанно, так как журналисты хотят знать все, что происходит на следующий день после матча. На работе у тренера должен быть отдельный кабинет, где он может спокойно поговорить с футболистами и выполнять другие свои функции.
Если в понедельник идут тренировки, игроки могут отдохнуть во вторник. Зато в среду у них будут двухразовые занятия. В любом случае важно, чтобы игрок не просто тренировался, а делал это с максимальной отдачей, и в задачу тренера входит умение убедить игрока, насколько это ему необходимо. С другой стороны, позволить игроку явиться только на вечернюю тренировку, значит разрешить ему использовать утренние часы по своему усмотрению. Профессиональному игроку платят достаточно хорошо, поэтому работать он должен на совесть.
В среду тренировка должна начинаться с самого утра (упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты реакции и т.д.). Вторая половина дня уделяется в основном занятиям технико-тактического характера. Работа над техникой должна идти постоянно, даже тогда, когда тренер имеет дело с классными игроками. Полезно повторять игровые схемы — это вырабатывает автоматизм, необходимый, помимо прочего, для того, чтобы экономить физическую и нервную энергию.
Я еще остановлюсь на том, насколько важно для тренера пользоваться помощью инструктора по физической подготовке. Мне лично кажется, что тренер не должен заниматься подготовкой своих игроков в одиночку, но вопрос этот деликатный и, повторяю, мы еще вернемся к его всестороннему рассмотрению. Главное, чтобы тренировки проходили с очень четкими конкретными заданиями, критериями, с учетом настроения в команде и физической формы игроков. В Неаполе нельзя тренировать команду как в Турине, точно так же как английские или немецкие методы тренировок неприменимы для работы с итальянскими футболистами.
Четверг — день тренировочной игры. Тут мнения расходятся. Игра эта должна отвечать очень четким требованиям, если мы хотим, чтобы она дала желаемый результат. По-моему, неверно подходить к ней просто как к развлечению. Предположим, что основной состав играет с молодежью. Наверное, молодежный состав хотя бы в общих чертах должен придерживаться тактики, которой станет, вероятно, придерживаться противник в ближайшей игре. Например, если он силен в центре поля, часто прибегает к положению вне игры или оттягивает назад края, нужно, чтобы тренер поставил молодежному составу задачу повторить предполагаемые действия игроков противника, а основному — принять соответствующие контрмеры. Некоторые тренеры ограничиваются тем, что изображают ситуацию на макете поля, но они не учитывают того, что полезность многих контрмер можно оценить только в действии.
Не всегда нужно сразу же проводить обсуждение тренировочных матчей. После них игроки бывают слишком усталыми. В таких случаях может заявить о себе фактор утомления. Предпочтительнее предоставить игрокам так называемый дозированный отдых, то есть дать им легкие упражнения, позволяющие сохранить форму и не подорвать их физический потенциал. Конечно же, тренер должен держать игроков под контролем, опираясь на помощь врача.
Уже с четверга тренеру надо постараться как можно лучше узнать очередного противника. Как правило, он поручает наблюдение за противником своему доверенному лицу, которое докладывает ему о тактических особенностях игры всей команды и о возможностях отдельных игроков. Однако иногда такие доклады бывают поверхностными: наблюдатель ограничивается замечаниями о том, например, что в команде противника один из нападающих слаб, правого защитника обойти нетрудно и т.д. Немногие вникают во все подробности. Предупреждают, скажем, что стоппер слабо играет головой, что вратаря можно поймать на противоходе или что при штрафных ударах стенка выстраивается недостаточно тщательно. Все это вроде бы мелочи, но они важны для тренера, готовящего команду к матчу.
Тренер должен знать особенности команды противника, причем знать заранее. И уже в пятницу он сможет говорить о них со своими игроками не в общих чертах, а предельно конкретно, давая хорошо продуманные советы, подчеркивая необходимость тех или иных приемов.
Именно в пятницу перед тренером возникает принципиальный вопрос: кого из игроков выставить на поле в воскресенье. Некоторые тренеры предпочитают не раскрывать состав команды до самого последнего момента. для себя они уже все решили, но игрокам ничего не говорят. Каждый тренер ведет себя в соответствии с собственными убеждениями, но лучший метод, по-моему, заявить о своем решении в субботу (игрокам, разумеется, а не прессе). С другой стороны, возможные сомнения обычно касаются второстепенных, а не классных игроков. Не случайно один английский тренер признался мне как-то, что поскольку сомнения не касаются самых сильных игроков, то не они бывают решающими.
Тренер должен демонстрировать свою решительность, ибо его колебания передаются игрокам и плохо сказываются на их действиях во время игры. Тренеру надо быть собранным, энергичным, а в случае необходимости даже агрессивным. Если в душе он неуверен, в чем-то сомневается, то ни в коем случае не должен выказывать этого. Пусть игроки чувствуют, что их направляет твердая рука. То же самое должны чувствовать все, кто так или иначе связан с командой. В любом случае, даже допустив ошибку, тренер должен оставаться твердым. Неуверенный в себе тренер не пользуется уважением, его не считают личностью.
Итак, уже в пятницу перед тренером четко вырисовывается вся ситуация. Он предлагает игрокам легкие упражнения. После короткой разминки с мячом у них есть возможность перейти к статическим упражнениям, затем заняться угловыми ударами, штрафными, пенальти и т.п., а также простыми ударами по воротам, больше заботясь о точности, чем о силе удара. После этого следует заняться закреплением таких игровых приемов, как прессинг, положение вне игры и т.п., и принятием соответствующих контрмер.
А как же макет поля? Конечно, он может быть полезным при условии, что не станет кошмаром для игроков. Один тренер сказал мне, что когда он начинает объяснять тактику игры на макете, то замечает, что не все футболисты слушают его внимательно. Как-то он решил проверить, Действительно ли те, кто слушал его старательно, усвоили сказанное. И убедился, что они почему-то поняли хуже, чем невнимательные. Этим обстоятельством нельзя пренебрегать, потому что часто на поле игроки самовольничают и делают прямо противоположное тому, что говорил им тренер. Тут речь вовсе не о своеобразном бунте игроков. Это лишь подтверждение того, что есть игроки, не усваивающие наставления тренера и действующие на поле так, как подсказывает им собственное чутье. Если речь идет о классных игроках, это еще понятно, но с самоволием игроков посредственных надо бороться.
В субботу тренер начинает психологическую подготовку игроков, но старается при этом не переусердствовать, так как чрезмерная нервная нагрузка приводит к негативному результату. Накануне матча полезно собраться вместе всей команде, причем особое внимание тренер должен уделить наиболее эмоциональным игрокам. Я знаю одного тренера, который каждую субботу уединяется с некоторыми игроками и разговаривает с ними по часу и более. Игроки после этих бесед воодушевляются, они убеждаются, что тренер для них не только учитель, но и друг, а те, что помоложе, видят в нем чуть ли не отца родного или, по крайней мере, старшего брата.
Однако не следует злоупотреблять ненужными разговорами и полезно держать игроков подальше от руководителей. Ниже я покажу, какое негативное влияние могут оказать руководители на игроков и как следует вести себя тренеру, чтобы оградить их от неприятных последствий такого влияния. А пока лишь подчеркну, что в субботу команде следует проводить как можно больше времени с тренером и что обстановка при этом должна быть спокойной и снимающей напряжение. Футбольный матч — это не битва «не на жизнь, а на смерть», хотя многие именно так и думают. Просто футбол — это напряженная игра, в которой можно и выиграть, и проиграть. Именно это тренер должен постоянно внушать игрокам, старясь сделать так, чтобы они не придавали особое значение газетам, разжигающим ажиотаж.
Не все тренеры согласны с тем, что накануне игры надо проводить легкую тренировку. Тут надо действовать избирательно. Тех игроков, которым тренировка необходима, следует заставлять выполнять нагрузку, другим, чье физическое состояние того требует, можно дать отдых. В этом вопросе тренеру надо ориентироваться на рекомендации врача, причем не только в этот день, но и на протяжении всей недели. Действительно, опасно с понедельника до субботы всем спортсменам без разбора давать одну и ту же нагрузку, ибо каждый из двух десятков игроков нуждается в индивидуальном подходе.
Некоторые команды в субботу утром проводят очень интересные и заслуживающие внимания занятия. Тренировка основывается на выполнении психотехнических упражнений, требующих определенной двигательной реакции. Тренер старается выработать у игроков автоматизм, но автоматизм осознанный, благодаря методу, который отличается от традиционных и строгих схем, принуждающих игроков к пассивности, к отказу от импровизации.
В чем же состоит на практике этот так называемый «косвенный» метод занятий, так хорошо стимулирующий сознание и ловкость? Да просто игрокам предлагается самостоятельно разрешить задачу, поставленную перед ними тренерами. Движения должны выполняться с учетом фактора места и времени, а главное — с учетом действий товарищей. Так, например, по знаку тренера в кратчайшее время и на ограниченном участке игроки должны четко построиться в некую геометрическую фигуру. Потом эта фигура должна сохраняться и при занятии с мячом.
Наконец наступает день игры. От тренера требуется полное самообладание и спокойствие. Ведь перед матчем игроки больше всего нуждаются в спокойствии, и поэтому их не следует загружать указаниями тактического свойства. В крайнем случае, можно сделать кое-какие замечания в индивидуальном порядке, но, повторяю, злоупотреблять этим не следует. Тренер может бегло пройтись по достоинствам и недостаткам противника, но так, словно это просто дружеская беседа.
На стадион команда прибывает часа за полтора до начала встречи и это время можно использовать для массажа. Тренер следит за порядком и проверяет, подходит ли обувь игроков для игры на данном поле. Иногда мы видим, как игроки скользят по сырому полю или с трудом передвигаются по слишком сухому. Это значит, что тренер не подобрал подходящие к случаю бутсы.
За полчаса до начала игры футболисты должны сделать разминку, чтобы подготовить организм к матчу. Разминка включает в себя ряд упражнений на разработку подвижности суставов, растягивание мышц, короткие пробежки. Все это делается с разной скоростью и с имитацией движений, воспроизводящих действия на поле. В последнее время все больше внимания уделяется упражнениям на растягивание мышц, которые не только делают их более эластичными, но и улучшают кровообращение.
Когда судья дает свисток, знаменующий начало игры, для тренера начинается «драма на скамейке». Работа всей недели закончена и ему только остается сидеть и смотреть. Одни тренеры ухитряются за девяносто минут игры выкурить пятьдесят сигарет, другие — следят за игрой с невозмутимым спокойствием, третьи — волнуются так, что к ним приходится на всякий случай приставлять человека, который мог бы их сдерживать. В общем, у каждого тренера свой характер, но, конечно, для всех для них матч — это период огромного нервного напряжения, поскольку они хотели бы сами вмешаться в игру, но могут лишь выкрикивать указания футболистам, причем не всегда в приемлемой форме. С другой стороны, повторяю, не всегда игроки в пылу состязания выполняют эти указания и поэтому тренер должен поддерживать прямой контакт с капитаном или с самым хладнокровным и авторитетным игроком команды.
Много лет назад в Германии и Англии было испробовано забавное новшество, не признанное, однако, ни одним уставом (даже американским, где футбол больше похож на фарс, чем на настоящую спортивную игру). Тренер, сидящий на своем месте, связывался по специальному радиопередатчику со всеми игроками и по ходу игры каждому отдавал свои распоряжения. Но новшество это не привилось, так как игроки игнорировали даже распоряжения, поступающие им прямо в уши. К тому же тренер должен всегда видеть общий рисунок игры, чтобы иметь возможность мгновенно изменить неверную тактику. Сидеть на скамейке, куря сигареты или выкрикивая оскорбления в PC судьи и его помощников, - вряд ли это принесет какую-то пользу. Нет, тренеру необходимо сохранять спокойствие, чтоб своевременно принимать меры, способныe спасти игру.
Повторяю: на протяжении девяноста минут тренер переживает «драму», которая может закончиться хорошо или плохо. Именно так и случилось с тренером, которого я встретил в начале своей карьеры спортивного журналиста и о котором рассказал на первых страницах этой книги.
Три категории тренеров
Глава четвёртая

Три категории тренеров
Обычно игрок раскрывает на поле не все свои технические возможности. Мало того, он может являться на тренировку с опозданием, не выполнять указания тренера, данные ему перед матчем, проявлять строптивость. С этим нередко приходится сталкиваться тренеру. Как ему себя вести? Многое зависит от характера и индивидуальных качеств самих тренеров, и потому я подразделяю их на три категории:
1) спокойные и выдержанные;
2) покладистые и уступчивые;
3) агрессивные.
Рассматривая особенности этих категорий, можно в общих чертах представить себе, что следует и чего не следует делать тренеру.
Если тренер спокойно реагирует на трудные ситуации, это вовсе не означает, что он слабый человек. Наоборот, он человек вдумчивый, не прибегающий к поспешным дисциплинарным мерам и старающийся рассуждать там, где другие предпочитают действовать железной рукой. Ведь у каждого игрока своя психология и нередко молодой человек бывает очень чувствительным. Можно вывести его из равновесия, но это же ничего не даст, гораздо лучше терпеливо объяснить ему, что в его же интересах прислушаться к указаниям тренера.
С другой стороны, не следует злоупотреблять уступчивостью. У игроков может сложиться впечатление, что тренер слабак, что у него не хватает характера навязать им свою волю. Я видел многих очень способных тренеров, которые были вынуждены отказаться от работы, так как не могли подчинить игроков своей воле. Их подводила чрезмерная вера в чувство ответственности футболистов. Тут нужна золотая середина, что-то вроде железного кулака в бархатной перчатке.
Постоянная уступчивость тренера особенно губительна. Что делает слабохарактерный тренер? Движется, можно сказать, «куда ветер дует», подчиняется решениям начальства даже тогда, когда решения эти принимаются во вред команде, не смеет отстаивать собственную точку зрения, торопится изменить свои убеждения, чтобы жить спокойно, становится на сторону наиболее влиятельных игроков, способствуя тем самым образованию в команде пресловутых «кланов». В общем, это оппортунист, который, не желая рисковать, «плывет по течению».
Я знаю многих тренеров, которые проявляют оппортунизм даже тогда, когда дело касается непосредственно их самих. Принять, например, определенную систему игры, а потом изменить ее под чьим-то влиянием, это нечестно. Нечестно также выступить против своих игроков только для того, чтобы угодить президенту клуба или прессе, и вообще всеми правдами и неправдами стараться удержаться на своем месте. Оппортунизм некоторых тренеров объясняется также неуверенностью в своих силах, да и вообще, атмосферой неуверенности, в которой им приходится работать. Это старая история — очень немногим тренерам хватает смелости подать в отставку до начала сезона, если президент поступил по отношению к ним некорректно.
Оппортунизм губительно сказывается и на других профессиях. Позволю себе отметить некоторые общие черты, характерные как для тренера, так и для спортивного журналиста. Спортивный журналист тоже может стать оппортунистом, приспособиться к обстоятельствам, стараться угодить городу, в котором выходит и продается его газета, то есть писать не то, что он сам думает. Хотя каждый пишущий о спорте должен быть верным своим принципам и не менять их ради того, чтобы газета лучше расходилась.
Третья категория — тренеры агрессивные, которые в действительности бывают мягкими и робкими и стараются преодолеть комплекс неполноценности, стуча кулаком по столу или крича громче всех. И агрессивных тренеров я тоже знал немало, но и здесь следует делать различие. Тренер, который поддерживает дисциплину в команде кнутом, добивается послушания игроков угрозами штрафов и плохо относится к журналистам — слабый специалист. Настоящий тренер не терпит никакого давления и всегда ведет себя очень корректно. Однако не стать оппортунистом трудно и приходится идти на компромиссы ради того, чтобы сохранить верность своим идеям.
Довольно спорным я считаю поведение тех тренеров, которые грубы с игроками, агрессивны чуть ли не от природы и стремятся подавить индивидуальность всех, с кем сотрудничают.
Важным, и я бы сказал решающим фактором для будущего любого тренера является то, как он ведет себя с игроками. Первейшее место здесь занимает коммуникабельность. Разговаривать с людьми надо убедительно, сознавая, что резкий тон ничего не даст. С помощью убедительных доводов можно подвести игроков к определенным выводам, помня о том, что каждый из них и рассуждает, и реагирует по-своему. Бывает, что игроки умнее и в культурном отношении выше тренера. В таких случаях тренеру следует проявлять гибкость, умение завоевать симпатию игроков и на этом строить свою работу.
У нас нередко ведутся споры о том, насколько важно для тренера образование, и многие считают, что предпочтительнее иметь тренера с университетским дипломом. Я лично не согласен с тем, что тренер обязательно должен иметь диплом о высшем образовании и высокий культурный уровень. Специальное образование конечно же нужно, но главное, чтобы тренер умел работать на стадионе, ибо, если на поле он ничего не стоит, никакой диплом, скажем, филолога, ему не поможет. Между прочим, в не столь далеком прошлом именно в Италии тренеры с дипломами о высшем образовании были не очень удачливыми. Но у медали есть обратная сторона, кое-кто из не слишком образованных, но здравомыслящих тренеров вырвался вперед и стал очень престижным специалистом.
Для разговора с игроком вовсе не обязательна университетская подготовка. Тут нужны совсем иные качества: умение внушить симпатию, доходчиво объяснить свою мысль, заслужить уважение. Бывают игроки строптивые и несговорчивые, которые чаще всего не знают, в чем, собственно, их личный интерес. Если они встретят тренера, который даст им правильный совет и направит их по верному пути, они изменятся, а это значит, что тренер одержал важную победу. Даже для того, чтобы правильно подсказать игроку, как он должен вести себя на поле, нужно быть осмотрительным и дипломатичным, тогда в правильности совета игрок не будет сомневаться. В противном случае, то есть, если игрок не верит в то, что он делает, результат будет прямо противоположным.
В отношениях между тренером и игроком важно взаимное уважение. Приведу пример, который кажется мне показательным. Один тренер, принятый на работу крупным клубом, встретил в команде молодого южноамериканца, своего соотечественника, который благодаря этому тренеру в свое время добился известности у себя на родине. Эта пара сразу нашла общий язык. Игрок привозил тренера на своей машине, они часто вместе обедали и, что всего хуже, их то и дело видели в ночных клубах. Игрок по утрам стал опаздывать на тренировки и вообще делал все, что хотел, а тренер помалкивал.
Обстановка становилась напряженной. Остальные игроки возмущались и требовали объяснения причин такого попустительства. Между футболистами и тренером исчезло взаимное уважение. Клуб обычно не вмешивается в такие дела, но как только ситуация ухудшается, тренера УВОЛЬНЯЮТ. Другой тренер взял, например, за привычку проводить время до глубокой ночи с одним из игроков и нередко они оба напивались. Руководство, в конце концов, было вынуждено уволить и игрока, и тренера.
Взаимное уважение должно быть полным и безоговорочным. Да, тренеру полагается смотреть на игроков как на своих подчиненных, но нельзя это слишком подчеркивать. Если к игроку относиться слишком сурово, он со временем постарается отомстить, и это внесет нервозность в команду. Некоторое время тому назад группа игроков одного крупного клуба образовала обструкцию против тренера, отличавшегося грубостью по отношению к своим подопечным. А за несколько лет до этого в том же клубе игроки устроили настоящий заговор с целью «поставить на место» одного из тренеров.
Часто мы спрашиваем себя, как должен тренер обращаться к игрокам — на «ты» или на «вы». Лично я — за «вы»: это создает атмосферу уважительности, а не отчужденности. Тренер всегда должен держать некоторую дистанцию и не выделять любимчиков. Было время, когда итальянские клубы приглашали тренеров из-за рубежа, не очень заботясь о том, достаточно ли хорошо те говорят по-итальянски. Дело доходило до того, что тренеры общались с игроками через переводчиков. Легко представить себе, до чего нелепа подобная ситуация.
У тренера есть разные средства поддержания дисциплины и первое из них — штраф. Я имею в виду, разумеется, профессиональные команды, игроки которых очень дорожат деньгами. Но штраф не должен назначаться по всякому пустяку, без важной причины. Тренер должен хорошо взвесить проступок игрока, прежде всего постараться установить последствия, к которым этот проступок может привести, и лишь потом принимать решение. Если он сочтет, что проступок несерьезен, штраф может быть небольшим, в противном случае он должен быть основательным, это станет хорошим уроком для всей команды.
Многие руководители имеют такую привычку: сначала накладывают штраф, а потом отменяют, или игрока наказывают штрафом, а потом ввиду предстоящей игры исполнение наказания задерживают. Если он проведет игру хорошо, о штрафе больше не вспомнят и таким образом игрок сможет опять поступать как ему вздумается, зато тренера обвинят в том, что он не смог отстоять свою точку зрения перед руководителями. Можно возразить, что именно руководители не должны ставить тренера в подобное положение; такие разговоры ведутся давно, да только ничего не меняется. К сожалению, лишь немногие президенты клубов не вмешиваются в работу тренеров с командой.
Чтобы держать игроков под контролем, тренер должен очень хорошо знать каждого из них. Для этого достаточно постоянно вести личные карточки игроков, придерживаясь при этом четких критериев. Насколько мне известно, очень немногие тренеры команд серии «А» тщательно следят за подобными карточками, а это необходимо, чтобы точно знать о технических возможностях, спортивной форме, психофизическом состоянии игроков. Тренер должен постоянно знать, как реагирует спортсмен на ту или иную нагрузку, в каком состоянии его нервная система перед матчем и после него, каков его интеллектуальный и культурный уровень, физиологические, в том числе и сексуальные, потребности. Естественно, что тренер, располагающий всеми этими данными, может быстро сориентироваться и догадаться, почему футболист стал хуже играть, и принять соответствующие меры.
Контроль за сексуальной сферой имеет важное значение. Игроки — молодые ребята, имеющие большие деньги и подверженные множеству искушений, особенно, если они живут в больших городах. И порой они позволяют себе сексуальные излишества, отрицательно сказывающиеся на их физическом состоянии. Смешно было бы принуждать их к длительному воздержанию, но надо объяснять им, что невоздержанность дорого стоит.
Известные физиологи и спортивные врачи установили, что для поддержания хорошей физической формы футболисту вполне достаточно двух сексуальных актов в неделю, но если спортсмен перегружен (например, в разгар или под конец сезона), ему достаточно и одного полового акта в неделю. Довольно часто недавно женившиеся спортсмены не знают удержания, а потом жалуются на физическую слабость. Если в этом деле нет самоконтроля, необходимо вмешательство тренера, который может дать игроку полезные советы.
Что касается дисциплины, то ее чаще всего придерживаются те, кто выступает за клубы любительские или играющие в низших лигах. Зная, что им не приходится ждать больших заработков, эти футболисты играют из чистого энтузиазма или желания пробиться наверх. Тренеру работать с ними легче. Основные проблемы возникают у тренера, когда он занимается с профессионалами, которым надо заботиться о своей хорошей физической форме и о завтрашнем дне, но которые, пребывая в эйфории от больших и иногда легко доставшихся денег и от свалившейся на них необыкновенной популярности, ведут себя слишком легкомысленно.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


[29.12.2009]
Хоккей: Интервью с Семёном Варламовым (819)
[29.12.2009]
Футбол: Дзагоев попал в аварию (263)
[24.05.2009]
Футбол: "Кубань" оставила "ЦСКА" на втором месте (4)
[24.05.2009]
Теннис: Сафин победил в Париже (0)
[24.05.2009]
Футбол: "Тоттенхэм" не попал в Лигу Европы, "Ньюкасл" и "Мидлсбро" вылетели (0)
[20.05.2009]
Футбол: Аршавина и Павлюченко примут "Зенит" и "Спартак" (2)
[20.05.2009]
Футбол: Романцев не верит в чемпионство "Спартака" (2)
[13.05.2009]
Баскетбол: ЦСКА в финале, УНИКС поборется за бронзу (1)
[13.05.2009]
Хоккей: Медведев хочет встречаться со сборной каждый год (1)
[10.05.2009]
Футбол: Арсенал проиграл без Аршавина (2)



Rambler's Top100

Copyright recep © 2024 Хостинг от uCoz