Вторник, 23.04.2024, 16:34

Главная Обратная связь Фотоальбомы
Карта сайта

Оглавление Следующая страница


Тактическая подготовка

• Особенности тактического обучения (Особенности тактического обучения футболистов)
• Психология тактической подготовки (Психология тактической подготовки спортсменов)
• Методика и практические рекомендации (Методика тактической подготовки и практические рекомендации)
• Тренер и воспитанник (Тренер и воспитанник)
• Выводы и рекомендации (Выводы и рекомендации)
• Прессинг (Прессинг (Pressing – англ. давление, англ. спорт. прессинг))
• Организация зонной игры.
• Искусственный офсайд

Особенности тактического обучения
Особенности тактического обучения футболистов

Особенности тактического обучения
Тактика футбола - это любимая тема обсуждения футбольных болельщиков, но не для тренеров, поскольку суждения становятся обтекаемы¬ми, не конкретными и все собеседования заканчиваются проблемой неквали¬фицированности игроков. В этом есть своя логика. Тактика футбола - не наука, так как в ней нет точного расчета, и никто по-настоящему не владеет формулой победы.
В других разделах мы достаточно подробно рассмот¬рели методику технической подготовки и построение тренировочных заня¬тий. Такая смоделированная двухцелевая постановка недельных циклов не¬обходима для ясности поставленных задач и для оптимизации тренировоч¬ной деятельности.
Планирование футбольной тренировочной деятельности требует необходимых ус¬ловий и соответствующих знаний. Для тренера это, в первую очередь, общая стратегия подготовки и понимание путей достижения желаемого, определе¬ние того, на что будет ориентирована игра и какие акценты подготовки будут первостепенны. Тогда это позволит проследить процесс и степень готовнос¬ти футбольной команды. Для воспитанников это условия занятий, желание и полная яс¬ность выполняемых задач. Цели должны быть конкретны, а каждый из игро¬ков должен улучшить или разнообразить свою игру. Каждый должен повы¬сить свой показатель, который измеряется и контролируется.
Воспитанники будут быстрее прогрессировать, если они поймут, что работают на себя. Для того чтобы понимание произошло быстрее, необходим диалог, желание и готовность к изменению. Обязанность тренера все разло¬жить на понятные признаки и рекомендации и создать в процессе подготов¬ки условия, сходные с игровыми. Воспитанники должны четко представлять конечный результат, суть и логику всего тренировочного процесса.
Тренер, по большому счету, должен многое рационализировать и ло¬гически правильно выстроить процесс совершенствования. Эффект от тако¬го планирования должен быть предсказуем для последующего усложнения задач. Для тренера планирование тренировок - это не что иное, как ежегодный процесс коррекции средств, методов, нагрузок товарищеских и календарных футбольных игр. Футбольная тре¬нировочная работа, лишенная какой-либо конкретики, в принципе, не устраивает самого тренера. Рано или поздно он приходит к пониманию планирования своей деятельности: нагрузки, метры, секунды и т.д. Одним словом, должна складываться система, которая постоянно совершенствуется и управ¬ляется. Любой тренер идет к готовности своим путем, и необходимо все предпринять, чтобы тренировочный процесс не был интуитивным. Готов¬ность футболиста - это в любом случае набор численных значений и показателей. Тренер должен для себя найти те технико-тактические составляющие, по которым он будет определять уровень готовности своей футбольной команды. Это будет какая-ли¬бо модель, характеризующая ваши взгляды и требования в игре. Можно, ко¬нечно, предложить нормативы оценки тактической готовности футболистов, но в том случае, если тренер видит и оценивает игру по таким же критериям.
Что такое тактическое совершенствование? Совершенствование футболиста - это улучшение до максимума индивидуальных игровых качеств футболиста, что тре¬бует от педагога соответствующего подбора тренировочных средств и знаний психологии футбола. Здесь нет единых стандартов и неукоснительных принципов. Одно дело, когда мы добивались доведения исполнения технико-тактических элементов до автоматизма, и другая задача - накопление игровых вариантов и поиск верных логических решений по ходу игры.
Психология тактической подготовки
Психология тактической подготовки спортсменов

Психология тактической подготовки
Любая игра футбольных команд одного уровня не проходит по ранее расписанно¬му сценарию. Многое зависит от противника, от игры своих воспитанников и, конечно, от случайностей. Есть периоды, когда игра мобильна, с хорошим движением, и есть периоды, когда игра хаотична и неустойчива. Команда, ко¬торая имеет свою игру, понимает и адекватно реагирует на все действия про¬тивника, живет на другом психологическом уровне. Пребывание и работа в такой команде приносят только удовлетворение. Здесь каждый игрок допол¬няет другого и реализует себя полнее. Учитывая всю важность и зависимость составляющих подготовки, хотелось бы с помощью психологии объяснить логически все несоответствия, которые преследуют тренерский труд. И, ви¬димо, через психологию мы должны искать пути усиления игры воспитанни¬ков, лучшего понимания и совершенствования. Сложно поставить или уси¬лить игру команды, если нами не будут созданы соответствующие условия и не будет подготовлена необходимая психологическая база.
Психологический климат футболистов полностью зависит от тренера, и если он имеет опыт и знания, то вся работа будет базироваться на максимализации возможностей игроков. Если тренер будет рассматривать игрока не как физи¬ческую систему со всеми физическими параметрами, а как личность, прини¬мая в расчет его взгляды, анализ игры, желание совершенствоваться, тогда отношения поднимаются до взаимного интереса, понимания и сотрудничест¬ва. Сразу заметим, что команда, в которой не удовлетворяются потребности игроков, тоже лишена здравого смысла, и заметного прогресса ждать не при¬ходится. Если интересы игроков первостепенны, то и эффективность и само¬отдача в игре максимальна. Хотелось сразу уточнить, что мы имеем в виду. Обеспечение команды, цели, перспективы, мотивация совершенствования, но не в коем случае не спортивные стипендии и финансовые стимулы. Как это ни парадоксально звучит, они как раз могут повышать или снижать уро¬вень мотивации в зависимости от того, какой аспект - информационный или контролирующий - они несут. В любом случае команда придет к успеху, ес¬ли отношения и психологический климат среди игроков деловой и уважи¬тельный.
К постановке командной игры тренеры идут от своих наборов готовых программ, по крупицам ставят вначале групповые решения, потом решают командные задачи. Принципы или законы создания команды также объектив¬ны, как и законы футбольных правил. Вначале все это делается в группах, по¬том все наработанное обобщается и создается целостное представление ко¬мандной игры. Одним словом, это кропотливая и серьезная работа, где необ¬ходимо знать и понимать последовательность идеи обучения. Такая последо¬вательность обучения - это не что иное, как управление командной игрой.
Теоретические занятия позволяют систематизировать всю начальную информацию и сознательно моделировать будущие игровые ситуации в футболе. Прак¬тическое исполнение, подбор упражнений - это уже режиссерская работа тренера.
Как мы раньше отмечали, футбольный интеллект - это способность футболиста анализировать и перерабатывать информацию. Но проблема в том, что не всегда «голова» и «ноги» работают вместе с нашим сознанием. Все меняется, когда тренер игровую ситуацию и необходимые упражнения раскладывает вначале на макете, то есть он призывает на помощь голову.

Методика и практические рекомендации
Методика тактической подготовки и практические рекомендации

Методика тактической подготовки и практические рекомендации
Вся работа над тактикой футбола - это больше практическая работа, чем тео¬рия. Попробуем на практических примерах рассмотреть способы совершенствования тактических навыков футболистов. Теоретические занятия нам необ¬ходимы как вспомогательная и предварительная подготовка. Если команда и ее игроки недостаточно теоретически подготовлены, плохо представляют смысл и задачу групповых командных перемещений, то и польза от последу¬ющих практических занятий будет неполной.
Игроки должны индивидуально совершенствоваться и при более пол¬ном понимании своих задач быстрее осваивать тактические элементы. Мето¬дические приемы, которыми воспользуется тренер, помогут ему в какой-то степени ускорить процесс обучения воспитанника. Но в любом случае поста¬вить игру команды можно лишь тогда, когда тренер ее хорошо представляет и ясно понимает, как выстраивается подготовительная работа. Такой целена¬правленный повторяющийся тренинг представляет собой не только трени¬ровку физического состояния футболистов, но и осмысление собственных действий, где каждый играет по тренерскому сценарию. Напомним, что футбольное созревание проходит несколько этапов.
1. Восприятие и анализ игровых ситуаций.
Главная цель теоретической подготовки на макетах (класс) - это сфо¬кусировать задачу, показать ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание, а также обозначить индивидуальные действия футболистов, ко¬торые обеспечивают решение ситуации. Не следует слишком много времени тратить на объяснение задачи, поскольку вся необходимая работа будет осу¬ществляться на футбольном поле. Расходуя слишком много времени на объ¬яснения, вы рискуете уйти от цели занятий, и все внимание команды пере¬ключится на второстепенные задачи. В нашем случае - это не легкая атлети¬ка, где ученик заинтересован передать все свои индивидуальные ощущения, которые у него возникают на дорожке стадиона.
2. Мысленное решение ситуации.3. Двигательное решение игровой ситуации.
Второй и третий этап охватывают два направления: мышление и действие. Оба направления необходимо приспособить к практической работе на футбольном поле. Одним словом, нам необходим перенос теоретического ма¬териала (макет) в игру (поле). В работе над тактическими элементами необ¬ходим одновременно показ на макете и последующее практическое исполне¬ние в игре. Игра ставится не словами и теорией, а практическими действиями и упражнениями на тренировочном поле. Такое использование средств (на макете) непосредственно на футбольном поле призвано акцентировать по¬следующую реакцию и ощущение для обеспечения переноса усвоенного. На макете более доступно можно определить, какие действия и в каком порядке необходимо совершить игрокам, то есть мы задаем и решаем поставленную задачу в графической форме. Нам необходима подробная детализация для по¬лучения игроком большей конкретной информации. И чем чаще мы будем привлекать воспитанников к анализу необходимой ситуации, тем быстрее они определятся в ней.
Для уточнения еще раз повторимся: тренер всю тактическую ситуа¬цию раскладывает на макете и потом требует ее практического исполнения на поле, тем самым виртуальная игра переносится в действие на поле. То есть мы выстраиваем алгоритм решения ситуации и действия игроков на поле. Важно не просто механическое повторение упражнений, а умение видеть и понять игровую идею.

Тренер и воспитанник
Тренер и воспитанник

Тренер и воспитанник
Мы очень подробно рассмотрели этапы подготовки футболиста, а так¬же все виды подготовки, включая психологическую. Но проблема не будет решена, если мы не остановимся на педагогическом мастерстве, профессио¬нальном отношении самого тренера к становлению игрока. Без такого анали¬за тренерской работы любые разговоры бесполезны. Будем откровенны: не все начинающие тренеры могут достичь профессионального мастерства, до¬статочного для работы в командах мастеров, впрочем, вполне естественно, что большинство тренеров не ставят себе задачи работать на этом уровне.
Профессионализма можно добиться, работая на разных уровнях под¬готовки. Главное - найти те основные составляющие, которые помогут рас¬крыться нашему воспитаннику. Для этого педагогу нужен опыт и постоян¬ный анализ, чтобы раскрыть все сложности и преимущества занятий спор¬том. Он должен быть неравнодушен к тому, как его воспитанник прогресси¬рует, и главное, необходимо, чтобы процесс подготовки, формирование тех¬нической основы, совершенствование техники были интересны самому тре¬неру. У каждого своя мотивация занятий, у каждого свой темп развития, чем и определяется сложность командных взаимоотношений. В спортивных иг¬рах победы, как правило, повышают мотивацию, тогда как поражения приво¬дят к ее снижению. Но проигранные игры тоже необходимость, на ошибках мы учимся больше, чем на удачах и везениях. Повторение неудач - это уже анализ, оценка и соответствующие выводы.
Существует несколько мотивов, согласно которым наши воспитанни¬ки хотят вырасти и играть в команде мастеров. Мотивация, успешно работа¬ющая в одном регионе или стране, может не работать у нас. Мотивация очень важна, и у каждого воспитанника она будет разной. Мотивация, помогающая увлекаться своей деятельностью, присутствует постоянно и должна поддер¬живаться педагогом и родителями. Принятие решений в пользу футбола яв¬ляется результатом борьбы мотивов у нашего воспитанника. Заинтересовав воспитанника и раскрыв ему перспективы, тренер снимает колебания и уси¬ливает мотив занятий, а направление одно - не заставлять воспитанников вы¬полнять задание, а использовать их желание и способности учиться. Имея желание и осознанную мотивацию своих действий, воспитанник должен до¬биваться желаемого. Многочисленные примеры показывают, что, даже имея ограниченные способности, можно добиться великолепных результатов.
Почему мы акцентируем внимание на этом качестве? Мотивация со временем становится основным движущим механизмом нашего воспитаниика, который желает играть в команде мастеров, а также будет его сопровож¬дать при постоянном совершенствовании. Она будет иметь различные формы и цели, но непременно должна все время присутствовать.
Если вывести основную формулу успеха или программу подготовки игрока, то она будет выглядеть примерно так:
ТРУД х (СПОСОБНОСТЬ + СКОРОСТЬ + ВРЕМЯ) = УСПЕХ
Попытаемся объяснить данное уравнение. В левой части - необходи¬мые составляющие, которые сложно чем-то заменить, в правой - поставлен¬ные цели. Единственное слагаемое, на котором хотелось бы остановиться, -это ВРЕМЯ. Для того чтобы заиграть нашему воспитаннику, нужно многому научиться. Психолог Л.С.Выгодский еще в 1934 году выдвинул идею о тре¬нировке, опережающей созревание на один шаг. И поэтому подход к обуче¬нию должен быть соответствующим.

Выводы и рекомендации
Выводы и рекомендации

Выводы и рекомендации
Если в целом рассматривать все затронутые вопросы, можно отме¬ть, что подготовка квалифицированного футболиста достаточно сложна. Европейский футбол конкурентный, и никто, к сожалению, не приедет и не будет нас учить и повышать квалификацию наших тренеров. Естественно и то что ни один профессиональный специалист не будет в полной мере рас¬крывать свои принципы или методы работы, позволяющие добиться успеха. Курсы, организованные под эгидой УЕФА, подтверждение этому. Они организуются в целях популяризации игры, но никак не для повышения ква¬лификации кадров или озвучивания современных подходов и методических новинок в подготовке специалистов. Каждая страна занимает свое соответствующее место в рейтинге в зависимости от цели и от своих долгосрочных программ развития. И, к сожалению, наше рейтинговое место в полной мере характеризует наше отношение к развитию научной и материальной базы футбола. За прогресс необходимо платить, а выводы, которые делаются из краткого анализа, - это ни что иное, как ориентировка направлений, в котором нам необходимо двигаться и какие цели ставить.
Тренерских кадров стало больше, но при этом упал общий професси¬ональный уровень, а ищущих и самосовершенствующихся стало еще мень¬ше. В данном случае меня удивляет, что даже взгляды наших ведущих специ¬алистов и лучших тренеров на развитие отечественного футбола остаются неизвестны и невостребованны. Если проблема не поднимается, то многие тренеры теряют всякий интерес к этому вопросу, и если иногда речь заходит о методике, то для них это непонятные выводы и ненужные сложности. Впрочем, так было всегда, только сейчас это стало более очевидным.
В то же время любая педагогическая работа начинается с получения информации. Чтобы поддерживать постоянно высокий уровень тренерский квалификации, необходим обмен опытом. Анализ разных взглядов и подхо¬дов только пойдет на пользу тренеру. Тогда мы уйдем от общих разговоров о футболе, о судьях, о плохих руководителях и будем искать выход из тупика с другой области. Понять происходящее и оценить наш футбол мы можем, только наблюдая работу лучших тренерских школ и лучших команд Европы.
Вся подготовка в принципе должна строиться с ориентацией на вершину, на лучшие команды, на лучшие игры и т.д. В идеале мы должны знать, к чему мы стремимся. Футбол развивается, усложняется, но все это относится и к методике подготовки, а без серьезного тренерского диалога результат вообще маловероятен. У нас складывается впечатление, что мы вот-вот догоним, выйдем на соответствующий уровень команд Европы, но когда сравниваем конкретные характеристики игры, то видим, что качество и количество рабо¬ты не соизмеримы в сравнении.
Многое нас уводит от истинных причин неудач, от поиска необходи¬мых путей и методов футбольного совершенствования. Не рассматривать сейчас вопросы подготовки и повышения квалификации тренеров - это зна¬чит стоять на месте. Методическое образование - это главное направление долгосрочного роста в любом виде спорта, что позволяет добиваться более высокого и эффективного результата меньшими расходами.

Оглавление Следующая страница

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


[29.12.2009]
Хоккей: Интервью с Семёном Варламовым (860)
[29.12.2009]
Футбол: Дзагоев попал в аварию (263)
[24.05.2009]
Футбол: "Кубань" оставила "ЦСКА" на втором месте (4)
[24.05.2009]
Теннис: Сафин победил в Париже (0)
[24.05.2009]
Футбол: "Тоттенхэм" не попал в Лигу Европы, "Ньюкасл" и "Мидлсбро" вылетели (0)
[20.05.2009]
Футбол: Аршавина и Павлюченко примут "Зенит" и "Спартак" (2)
[20.05.2009]
Футбол: Романцев не верит в чемпионство "Спартака" (2)
[13.05.2009]
Баскетбол: ЦСКА в финале, УНИКС поборется за бронзу (1)
[13.05.2009]
Хоккей: Медведев хочет встречаться со сборной каждый год (1)
[10.05.2009]
Футбол: Арсенал проиграл без Аршавина (2)



Rambler's Top100

Copyright recep © 2024 Хостинг от uCoz