Пятница, 29.03.2024, 15:37

Главная Обратная связь Фотоальбомы
Карта сайта

Предыдущая страница


Точность попадания

Контролируемый
смэш можно направить в любую часть корта. Разверните левое плечо в том
направлении, куда хотите послать мяч, обеспечьте ему полное сопровождение, и вы
точно попадете в цель. Если же сопровождения не будет, мяч вероятнее всего
полетит в непредсказуемом направлении.

Исключением из сказанного
являются лишь случаи, когда вы используете кисть для подрезки или подкрутки
мяча. Этот удар не рекомендуется обычным игрокам, поскольку для его выполнения
требуется почти безошибочная точность. Такой удар должен быть безукоризненным,
чтобы мяч не угодил в сетку или не вылетел за пределы корта. Даже для
первоклассных спортсменов самое надежное средство обеспечения точных смэшей —
это плоские сильные удары.

Никогда не. прибегайте к
смэшу без хорошей разминки. Удары над головой — это мощные, тяжелые удары, в
которых участвуют мышцы брюшного пресса, спины и плеч. Для чемпиона смэш —
самый легкий способ выиграть очко, а для начинающего — самый трудный в теннисе
удар. Теннисные звезды широко пользуются смэшами, выполняют их с такой силой,
что мяч при отскоке вылетает за ограждение. Лидеры в таких ситуациях бьют по
мячу под любым углом, причем навылет. Новички же выполняют смэш или слишком
сильно или недостаточно сильно, пятясь назад или наталкиваясь на мяч. Причина
состоит в том, что рядовые любители пользуются смэшем значительно реже, чем
другими ударами. Поэтому новички должны во время тренировок как можно больше
работать над смэшами, и тем самым компенсировать недостаточное их использование
во время матча. Удар следует производить, когда мяч находится впереди головы на
расстоянии около 30 см.
Координация зависит от ритмичности замаха. Единственное различие между подачей
и ударом над головой — это наклон струнной поверхности ракетки в момент
соприкосновения с мячом. Полная уверенность в смэше благоприятно воздействует
на всю вашу игру и значительно деморализует вашего соперника.

Причины неудавшихся смэшей

Удар над головой
слева

Ракетка выносится прямо назад, с рукой поперек корпуса без
какой-либо петли, которая нецелесообразна для этого удара. Занося ракетку назад
над левым плечом, смотрите на мяч над правым плечом. Никогда не поворачивайтесь
спиной к мячу. Чтобы вынести ракетку вперед для смэша, делают петлеобразное
движение по дуге.

Смэш слева — легкий удар, поскольку он является более естественным движением,
чем смэш справа. Ведь значительно удобнее передвинуть руку поперек груди и
отбросить ее снова, чем отвести ее от корпуса и выдвинуть вперед. Поэтому не
бойтесь смэша слева.

Какие бывают свечи?

Большинство
теннисистов выполняют свечу каждый в своей манере. Одни предпочитают высокую,
другие — с более низкой траекторией; некоторые любят верхнюю подкрутку, другие
— заднюю; иные наносят плоский удар, который вообще не придает никакого
вращения мячу.

Если вам известен стиль
выполнения свечи вашим противником, вы сможете предвидеть его удар и поэтому
располагать достаточным временем для подготовки смэша. Если вы не знакомы с
манерой игры противника, то постарайтесь как можно быстрее определить его метод
выполнения свечи. Его замах подскажет, намерен ли он послать мяч высоко над
сеткой или сделать полусвечу.

Вы должны проанализировать
полет мяча на протяжении первых шести метров, что составляет примерно половину
расстояния от задней линии до сетки. За это время вам надлежит определить,
делать ли вам прыжок для смэша с занимаемой вами позиции или отбежать назад.

Прыжок

Правильная
техника выполнения прыжка для смэша напоминает движение пантеры, бросающейся на
свою жертву. Когда вы видите, как мяч, посланный противником, описывает высокую
дугу, вы, подобно готовой к прыжку пантере, внимательно следите за направлением
полета мяча и рассчитываете момент для совершения энергичного прыжка. Для этого
вы отталкиваетесь правой ногой, которая отведена назад и на которую почти
полностью переносится тяжесть тела. Вы взлетаете с резко поднявшейся вверх
левой ногой, которая естественно сгибается в колене для обеспечения равновесия,
а затем выпрямляется по мере того, как вы приземляетесь именно на нее.
Вкладывайте больше пружинистости в прыжок для того, чтобы подняться выше в
воздух и тем самым получить больше времени для подготовки к нанесению
сокрушительного удара по мячу.

Отрыв от земли

Если
игрок достаточно проворен, он должен подпрыгнуть там, где это целесообразно,
чтобы встретить мяч по возможности в наиболее высокой точке. Это дает ему много
преимуществ. Он может послать мяч вниз под большим углом, чем если бы он
оставался на земле, придать большую глубину и больший отскок. Прыжком он
обеспечивает возможность нанести удар по нисходящему мячу, придать ему большую
скорость и более точную адресность. И как бы парадоксально это ни звучало, в
воздухе игрок имеет больше времени для подготовки к удару над головой, нежели
на земле: он может, если необходимо, отклониться назад, чтобы улучшить позицию
для смэша и не потерять при этом равновесия. И в воздухе ему легче, чем на
земле выбрать момент для нанесения наиболее результативного удара.

Удар справа над
головой

Его
выполняют, стоя левым боком к сетке; головка ракетки, отдыхавшая в левой руке,
переводится в горизонтальное положение. Правая рука отводит ее дугообразным
движением вниз и назад, как при подачах. Замах, движение вверх и вперед,
сопровождение — такие же, как при подаче. Однако игрок должен не упускать из
виду следующее серьезное различие: он не сам себе подбрасывает свободной рукой
мяч для нанесения удара, а должен определить момент удара над головой по
летящему на него мячу. Умение рассчитать время подскажет ему, на какой высоте
произвести удар по мячу.

Удар выполняется всей
поверхностью ракетки, но со слегка закрытой головкой. Это делается для того,
чтобы произвести удар по опускающемуся под определенным углом мячу, дабы тот не
вылетел за пределы площадки, но не настолько круто, чтобы угодить в сетку.
Доводка кистью придает мячу максимальную скорость от контакта со струнной
поверхностью ракетки.

Полное сопровождение мяча
ракеткой имеет большое значение. В противном случае мяч просто отскочит от
ракетки, и игрок лишается контроля за направлением полета мяча.

Билли Сидвелл:
"смэш - мощное оружие"

Видный теннисист Билли Сидвелл неоднократно входил в
состав сборной команды Австралии. Успешно выступал в соревнованиях, на Кубок
Дэвиса и Уимблдонских турнирах, в играх на первенство Австралии, США и
Германии.

В прыжке обычный игрок может
достать значительно больше мячей, чем мог бы подумать. Происходит это потому,
что прыжок чаще всего осуществляется инстинктивно. Дети, когда бывают чем-то
довольны, подпрыгивают, чтобы выразить радость. И позвольте мне вам напомнить:
когда вы хотите обратить внимание на что-то, вы безошибочно указываете на этот
предмет, необязательно глядя на него. Вашей рукой и вашими пальцами руководит
присущее вам чувство ориентации.

Отрыв от
земли для удара по мячу над головой — это контролируемое движение, сочетающее
естественное стремление человека подпрыгнуть и привычное желание показать на
что-то.

Ваше естественное чувство
координации времени и места подскажет вам, когда подпрыгнуть и в какой момент
нанести удар по мячу. Сделаете вы это хорошо или так себе, в какой-то мере
зависит от того, как много времени вы уделяете отработке этого удара и от того,
насколько вы уверены в самом себе. Не проявляйте робости в выполнении удара над
головой. Действуйте смело и по-настоящему пытайтесь «убить» этот мяч!

При смэше хватка может быть
континентальной или восточной, с широко раздвинутыми пальцами. Выбирайте ту,
которая вам больше подходит.

Свеча

Двукратный победитель Уимблдонского турнира, обладатель
титулов чемпиона Австралии и чемпиона Франции австралиец Лью Хоад прославился
еще совместными выступлениями в паре со своим знаменитым соотечественником
Кеном Розуолом. Равных им не было в мире. В 18-летнем возрасте они стали, чемпионами
Австралии в парных, играх, а потом, до перехода в профессионалы, успели
завоевать звание чемпионов США, Франции и выиграть Уимблдон.

Молодые, и притом хорошие, игроки склонны считать свечу оружием
посредственностей. Они предпочитают «качать» мяч даже тогда, когда «выбиты» за
пределы корта, а противник окопался у сетки. Видимо, желание и умение
пользоваться свечой приходят с возрастом. Ведь это факт, что профессионалы
прибегают к свече значительно чаще, нежели любители.

Свечи бывают двух видов: атакующие и защитные.

Атакующая свеча обычно применяется, когда противник находится близко к сетке, а
вы получили низкий и короткий мяч. При этой свече удар струнной поверхностью
ракетки наносится плоско и немного снизу, чтобы мяч пролетел над сеточником вне
досягаемости и приземлился у задней линии. Требуются максимальное
соприкосновение струн с мячом и точность, причем даже в большей степени, чем
при ударе с отскока. Если свеча хорошо выполнена и была замаскирована, у
противника мало шансов на то, чтобы успеть отбежать назад и отбить мяч. Но если
даже он это сделает и вернет мяч тоже свечой, у сетки, в ожидании завершающего
удара с лета, уже будете хозяйничать вы.

Некоторые теннисисты пытаются делать верхнюю подкрутку мяча в свече. Мой совет
— забыть про это. Хотя я сам применяю сильную верхнюю подкрутку при ударе с
отскока, однако никогда не делаю этого в свече. Я понимаю, что при крученой
свече сопернику почти невозможно взять мяч у задней линии из-за быстрого,
высокого и далекого отскока. Но процент таких удачных крученых свечей не велик
и не оправдывает затрачиваемых усилий.

Атакующую свечу надежнее всего выполнять жесткой кистью. Ракетка бьет по мячу
снизу достаточно быстро и посылает его над сеточником не очень высоко, но так,
чтобы тот даже в прыжке не мог его достать. Если сеточник правша, то наиболее
неприятен ему мяч над левым плечом. Туда и надо целиться.

В затяжных изнурительных матчах свечи тактически оправданы. Они помогают
изматывать противника даже в том случае, когда тот хорошо прыгает и владеет
смэшем. Ну а уж если противник слабо выполняет удар над головой, тут, как
говорится, сам бог велит использовать свечу.

Защитная свеча применяется игроком в тех случаях, когда он совершенно выбит из
колеи и лишь с трудом дотягивается ракеткой до мяча. Возможно, он оказался
далеко за пределами корта и находится в таком отчаянном положении, что, кроме
свечи, любой другой удар будет самоубийством. Поэтому спортсмен посылает
мяч высоко над кортом, чтобы получить время оправиться.

Будет неплохо, если мяч после свечи приземлится где-нибудь в пределах метра от
задней линии. Конечно, в девяти случаях из десяти соперник отбежит назад,
подождет отскока мяча и применит смэш. Но тем временем автор свечи успеет
занять более выгодную позицию. Он не только выбрался из отчаянного положения,
но и успел сделать передышку. Хотя он еще полностью не избавлен от беды, но
теперь получает шанс возвратить противнику мяч после смэша и фактически начать
борьбу за очко заново.

Владение свечой приходит с практикой, и неплохо, когда кто-нибудь из друзей
побьет вам под правую и левую руку сильные мячи с отскоком в глубину и по
углам, заставляя вас бегать и поднимать мяч в воздух свечой.

Защитная, как и атакующая, свеча станет легкой добычей для сеточника, если
будет плохо просчитана и коротка. Упорное совершенствование свечи всегда
окупится.

Что касается направления свечи, то целесообразнее всего посылать ее по
диагонали корта. Это даст вам дополнительно 1,5 м и возможность бить по
мячу несколько сильнее и выше.

Свеча всегда требует учитывать погодные условия. Ее легче контролировать,
посылая против ветра, нежели по ветру. А если солнце бьет в глаза сопернику, то
обязательно используйте это преимущество и почаще направляйте ему свечи.

Лью Хоад: "уметь
пользоваться свечой"

Ударом
«свечой» называется такой удар, при котором мяч посылается высоко над сеткой.
Удар этот в основном защитный, используется он обычно против игрока,
приблизившегося к сетке. В некоторых случаях он может быть применен и для
выигрыша времени с целью восстановления позиции на площадке.

Техника удара «свечой»
похожа на выполнение обычного удара справа или слева. Меняется в основном
только направление полета мяча, который при ударе «свечой» должен быть
направлен вперед-вверх.

Для обводки игрока,
приближающегося к сетке, наиболее эффективным является крученый удар «свечой»,
при нем мяч сравнительно быстро летит и особенно быстро отскакивает. Если
противник не успевает произвести ответный удар над головой с лета, то принять
мяч после очень быстрого отскока будет также трудно. Хорошо выполненный удар
«свечой» один из самых трудных ударов в теннисе. При нем мяч должен
направляться особенно точно: малейшая ошибка в направлении удара — и противник
выиграет очко атакующим ударом над головой.

Удар с полуотскока

Удар, с
помощью которого мяч отбивается в низкой точке тотчас после его соприкосновения
с площадкой, называется ударом с полуотскока. Этот технический прием почти
всегда вынужденный; им пользуются в тех случаях, когда игрок оказался
застигнутым там, откуда он уже не может успеть приблизиться к мячу для удара с
лета и не может отойти для выполнения обычного удара после отскока. Трудность
выполнения удара с полуотскока заключается особенно в том, что для правильной
подставки ракеты необходимо исключительно точно рассчитать место падения мяча.
Направление полета мяча при ударе с полуотскока регулируется главным образом
наклоном ракеты. Положение ног и туловища по отношению к сетке при ударах с
полуотскока такое же, как и при основных ударах справа и слева в низкой точке.
Значительное сгибание ног помогает избежать большого наклона туловища, который
обычно затрудняет правильное выполнение удара.

Укороченный удар

«Укороченным»
ударом называется такой удар, при котором мяч, перелетев сетку, тут же
приземляется и имеет низкий отскок. В большинстве случаев при укороченном ударе
мяч получает обратное вращение, т. е. такое же вращение, как и при обычном
резаном ударе. Чем ближе падает мяч от сетки и чем ниже его отскок, тем
эффективность укороченного удара выше.

«Укороченный» удар может
быть выполнен справа и слева как по отскочившему мячу, так и по мячу с лета.

Выполнение «укороченного»
удара должно быть неожиданным, так как иначе противник успеет приблизиться к
сетке и хорошо отбить мяч атакующим ударом. Хорошо выполненный «укороченный»
удар может привести к выигрышу очка.

Частое использование «укороченного» удара оказывается обычно целесообразным
во встрече с противником, который недостаточно хорошо играет у сетки. С помощью
«укороченного» удара теннисист может вызвать противника к сетке, вопреки
желанию последнего.

Психологическая
подготовка

Вспоминается игра Марата Сафина, который в тяжелейшем пятисетовом поединке
смог одолеть очень сильного словацкого теннисиста Доминика Хрбаты. Воистину
героическая борьба Марата за каждый мяч и позволила наконец-то вырвать для
сборной России чуть было не ускользнувшую победу. А ведь командная победа
повисла на волоске после того, как в то время первая ракетка Евгений
Кафельников во второй день соревнований проиграл Карелу Кучере. Да как
проиграл! 1:6 в первом сете и 3:6 во втором. И общий счет стал 2:2. Причем не
столько выиграл Кучера, сколько откровенно проиграл Кафельников, отдав в первом
сете три своих подачи. И накануне, в паре с А. Ольховским, Евгений ничуть не
уступал своему товарищу в «достижении» проигрыша словацким теннисистам. Похожий
провал произошел и с нашей самой боевитой Татьяной Пановой, которая, встречаясь
с Кариной Хабсудовой, второй сет проиграла со счетом 1:6, отдав при этом четыре
(!) свои подачи.

Нельзя не остановиться на этих проигрышах. Подобные провалы
не проходят бесследно, они очень вредны, так как надолго задерживаются в
памяти, могут уйти в подсознание. Тяжелые переживания, связанные с подобными
поражениями, нередко всплывают в сознании в самые неподходящие моменты,
демобилизуя и снова мешая игре.

На сегодняшний день сформировалось представление о так
называемых «химических рубцах». Рубцы, которые появляются после физических
травм, заменяют живые клетки здоровой ткани на бездействующие, мертвые, и они
видны. А химические рубцы остаются в глубинах головного мозга, выводя из строя
сотни тысяч нервных клеток. Они невидимы, и поэтому к тяжелым переживаниям
многие относятся как к чему-то в конце концов полностью проходящему. Но это
совсем не так! Любая психическая травма оставляет после себя химические рубцы в
тканях головного мозга, что ослабляет его возможности. А мозг, смею напомнить,
надо очень и очень беречь, ибо любой человек начинается все же с головы.

Свои проигрыши Е.Кафельников и Т.Панова объясняли плохим
самочувствием, спадом физических и психических сил. Скорее всего, это так и
было. Но приведу пример из американской литературы: на веранде фермерской
усадьбы сидит отец и курит трубку, мать развешивает на веревках выстиранное
белье, а взрослый сын лежит на земле под легковой машиной и что-то чинит в ее
днище. Неожиданно домкрат, подпиравший машину, срывается, и край кузова
начинает вдавливаться в тело сына. Отец, увидев это, бросился в дом за запасным
домкратом, а мать подбежала к машине, приподняла ее за бампер и держала ее так,
пока сын с помощью отца не выбрался из-под машины. Что, разве мать — чемпионка
мира по поднятию тяжестей? Ничего подобного — обыкновенная женщина. Откуда же у
нее взялась такая сила?

Процесс, позволяющий мобилизовать все резервы организма —
психические и физические — называется мотивацией. А для матери нет более
высокой мотивации, чем та, которая направлена на спасение своего ребенка.
Поэтому и вспыхнули, подобно мощному взрыву, все ее силы, о наличии которых
никто до этого и не подозревал. Подобных примеров можно привести немало, а
вывод здесь один — если мотивация высокая, то можно горы свернуть. Когда же она
недостаточна, то даже сравнительно простое дело выполняется плохо. Считаю —
потому и был допущен проигрыш со счетом 1:6, что у наших спортсменов в те
минуты не была включена высочайшая мотивация — обязательно выиграть, несмотря
ни на что! И не включена не потому, что оба не хотели выиграть, а потому, что
не знали они в самих себе тех «кнопок», надавив на которые, можно было бы
обрести высокую и качественную игровую активность. Проиграв же, повторю,
спортсмены нанесли себе немалую психическую травму. Обратите внимание и на
эмоциональное состояние наших игроков. У большинства из них лица постоянно
суровы, напряжены, нередко искажаются гримасами досады и даже страдания. В
криках, сопровождающих удары по мячу, слышится скорее подобие стонов, но никак
не самоподбадривание, не говоря уже об уверенности. А это значит, у игроков
преобладают отрицательные эмоции. Но ведь такие эмоции способствуют мышечной
зажатости, а это снижает точность полетов мяча. Отсюда двойные ошибки на
подаче, и мячи, казалось бы, верные, вдруг застревают в сетке или улетают в
аут. Да и утомление наступает скорее. Пребывание в плену отрицательных эмоций
невыгодно и вредно!

По законам природы чем выше психическое возбуждение, тем
сильнее напряжение, которое непроизвольно возникает в мышцах. Современный же
спорт пришел в противоречие с этим законом, ибо соревнующиеся спортсмены должны
находиться в состоянии высокого психического возбуждения, составляющего основу
соревновательной мобилизованности всего организма, и одновременно
сохранять необходимую степень мышечной расслабленности. Сочетанием именно этих
качеств и отличаются большие спортсмены. К примеру, Горан Иванишевич,
обладающий мощной и точной подачей, говорит, что в момент подготовки удара по
подброшенному мячу мышцы спины у него «как кисель». А то, что он одновременно
находится в состоянии высокого психического возбуждения, не подлежит сомнению,
так как, будучи спокойным, просто невозможно произвести сильный удар.

Что же позволяет сочетать необходимую высокую
соревновательную психическую возбужденность с оптимальным расслаблением мышц?
Ответ прост — хорошее настроение! К великому сожалению, этому умению — играть с
удовольствием, улыбаясь, а не тяжко трудясь, — у нас не учат. Поэтому даже те,
кто достиг определенных вершин, на корте продолжают сурово трудиться, а не
играть в точном смысле этого слова. Пожалуй, лишь у Елены Лиховцевой, игравшей
с Кариной Хабсудовой, время от времени появлялась на лице улыбка. Думаю, что
именно хорошее настроение не в последнюю очередь позволило Лене выиграть этот
очень важный для всей команды матч.

Ведь расход физической и психической энергии во время
хорошего настроения намного экономнее! Не так быстро наступает усталость, и
точность движений тоже остается достаточно высокой — когда мышцы не зажаты, они
более послушны в моменты ударов по мячу.

Итак, играть в хорошем настроении — выгодно и полезно! Эта,
на первый взгляд, очевидная истина плохо известна, причем не только
теннисистам. Например, наш наиопытнейший мэтр в вопросах баскетбола Александр
Гомельский, после того как поработал за рубежом, признался в одном из интервью:
«Оказывается (?!), у нас в баскетбол работают, а у них в баскетбол играют».
Пора, пора, давно пора и российским спортсменам, и, в частности, теннисистам
перейти с «работы» на «игру». А база такого перехода — умение делать свое
непростое дело, сохраняя, несмотря ни на что, хорошее настроение. В каком почти
всегда пребывает, например, Мартина Хингис.

Конкретный совет: после каждой неудачи не надо мучиться,
бить ракеткой по корту или запускать мяч черт знает куда. Следует сразу же
улыбнуться и быстро подумать, почему произошла ошибка, — чтобы не допустить ее
впредь. Когда же после той или иной неудачи игрок начинает откровенно страдать,
он этим самым лишь фиксирует в памяти сделанную ошибку. И она повторяется вновь
и вновь. Резервы же, которые таятся в хорошем настроении, воистину огромны.
Откладывать их в долгий ящик — значит обкрадывать самих себя...

...В те годы, когда я оказывал помощь в психической
подготовке к соревнованиям борцам-классикам (теперь этот вид спорта именуют
греко-римской борьбой), пришлось познакомиться с требованием «дожать!». Оно
означало, что если соперник плотно схвачен, то, чтобы не дать ему вывернуться
из захвата, его следует «дожать», то есть припечатать лопатками к ковру. На мой
взгляд, призыв «дожать!» вполне уместен и в теннисе. Например, ведя на своей
подаче со счетом 40:30, теннисист просто обязан сразу выиграть последний
решающий мяч и этим «дожать» своего соперника. За счет чего? За счет достижения
в этот конкретный момент своих лучших психофизических качеств. То есть сознание
должно стать предельно ясным, внимание полностью сконцентрированным на том, как
успешно выполнить подачу, мышцы оптимально расслабленными и поэтому способными
очень точно осуществить нужное движения, а психическое возбуждение — на уровне,
наиболее благоприятном для отличного удара по мячу. Вот тогда соперник будет
«дожат» всего лишь одним, но точно посланным мячом. А что мы видим?

После счета 40:30 начинаются «качели» — ровно, больше,
ровно, меньше, снова ровно, снова меньше или больше, и так далее — не один раз!
Но ведь такие колебания — от надежды на успех к разочарованию и досаде, и снова
к надежде, и снова к огорчению — ведут к пустой и обидной трате самой ценной,
нервно-психической энергии. И частенько спортсмен, который мог всего лишь одним
точным ударом «дожать» соперника, проигрывает гейм.

Что и произошло, в частности, с Т.Пановой, которая, играя с
Л.Цервановой, в третьем гейме второго сета, имея дважды «больше», также дважды
совершила двойную ошибку на своей подаче (!). И гейм был проигран. Нечто
подобное повторилось и в десятом гейме второго сета, когда счет стал 5:4 в нашу
пользу, и выигрыш этого гейма означал победу во всей игре. Здесь соперницы с
потрясающей «любезностью» несколько раз дарили друг другу возможность закончить
соревнование одним удачным ударом, и, как говорится, слава Богу, что этот столь
важный удар смогла нанести Таня, принеся победу нашей команде.

Наблюдение за тем, что происходило на кортах во время игр на
Кубки, позволило сложиться впечатлению, что наших теннисистов и теннисисток не
учат специальному умению «дожимать» своих соперников точными и столь многое
решающими ударами. А ведь этому можно научиться! Пока же понятие «дожать» не
стало обязательным элементом в их спортивном мастерстве. Настолько
обязательным, каким оно является в техническом арсенале борцов.

Соревновательное психическое состояние у наших теннисистов
не отличалось, к сожалению, необходимой стабильностью. Один гейм играется отлично,
а через некоторое время все начинает буквально валиться из рук. Так, например,
Е.Лиховцева, играя с Л.Цервановой, блестяще выиграла первые три гейма со счетом
40:0 и .40:15. Но потом еле-еле смогла одолеть соперницу, доведя счет геймов до
7:5. А во втором сете, ведя на тай-брэйке 5:1, вдруг проиграла шесть (!) мячей
подряд и отдала сет — 5:7. Подобные взлеты и падения свойственны, к сожалению,
многим. Даже наш ведущий мастер Е.Кафельников нередко демонстрирует весьма
нестабильную игру. Почему же так происходит? Дело здесь в двух основных
причинах.

Первая — спортсмены не знают, из каких конкретных элементов
складывается их наилучшее психофизическое соревновательное состояние. Уверен,
что, если спросить М.Сафина после его великолепного выигрыша
у К.Хрбаты: «За счет чего ты выиграл?» — Марат не сможет в деталях точно
назвать те элементы в физическом и психическом самочувствии, которые обеспечили
ему победу. Некоторые теннисисты в таких случаях говорят: «Шара пошла», то есть
другими словами — нашло вдохновение. Но эта совершенно неопределенная по своему
содержанию «шара» как приходит, так и уходит — она неуправляема. А вдохновение
можно и нужно уметь специально создавать и руководить им. Для этого уже давно
разработано представление об оптимальном боевом состоянии — аналоге
вдохновения. Многим, в частности, юным теннисистам мною была предоставлена
возможность
овладеть техникой вхождения в их личное оптимальное боевое состояние. И лишь
потому, что тренеры не проявили должного интереса к этой проблеме, спортсмены
не воспользовались моими предложениями. А когда тренеры равнодушны, то и
ученики ведут себя так же.

Вторая причина нестабильности - неумение
использовать возможности аутотренинга, то есть неумение включать во время игры
резервы психической саморегуляции, позволяющей делать себя таким, каким требует
складывающаяся ситуация. А ведь аутотренинг — мощное средство, позволяющее
целенаправленно и успешно руководить своим психическим и физическим состоянием
даже в самых трудных условиях соревновательной борьбы.

Мои попытки организовать обучение оптимальному боевому
состоянию и аутотренингу для тех, кому в будущем предстоят бои на очередных
Кубках, пока успеха не имели. Мне объяснили, что у всех спортсменов строгие
графики обязательных матчей в разных концах света и поэтому собрать их всех
вместе хотя бы на 5-7 дней практически невозможно. Очень жаль! Хотя можно
организовать индивидуальное обучение каждого ведущего теннисиста и ведущей
теннисистки в отдельности. Было бы лишь такое желание с их стороны и со стороны
руководителей отечественного тенниса.

P.S. И самое последнее. В дни проведения соревнований на Кубок Дэвиса я
познакомился с весьма интересным человеком — писателем и теннисистом из
Санкт-Петербурга Вячеславом Федоровичем Шариковым. В1998 году им выпущена книга
«Теннис: психологические этюды», написанная увлекательно, хорошим, легким
языком. Прочитал ее с истинным удовольствием и считаю, что эта книга должна
стать обязательным настольным пособием для всех, кто серьезно, а тем более
профессионально, занимается теннисом.

Предыдущая страница

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


[29.12.2009]
Хоккей: Интервью с Семёном Варламовым (820)
[29.12.2009]
Футбол: Дзагоев попал в аварию (263)
[24.05.2009]
Футбол: "Кубань" оставила "ЦСКА" на втором месте (4)
[24.05.2009]
Теннис: Сафин победил в Париже (0)
[24.05.2009]
Футбол: "Тоттенхэм" не попал в Лигу Европы, "Ньюкасл" и "Мидлсбро" вылетели (0)
[20.05.2009]
Футбол: Аршавина и Павлюченко примут "Зенит" и "Спартак" (2)
[20.05.2009]
Футбол: Романцев не верит в чемпионство "Спартака" (2)
[13.05.2009]
Баскетбол: ЦСКА в финале, УНИКС поборется за бронзу (1)
[13.05.2009]
Хоккей: Медведев хочет встречаться со сборной каждый год (1)
[10.05.2009]
Футбол: Арсенал проиграл без Аршавина (2)



Rambler's Top100

Copyright recep © 2024 Хостинг от uCoz